16 апреля 2012 г.

Шевченковский март

Шевченковский март – традиционное время проведения выставок и мероприятий  в библиотеке   лицея №1 п.Первомайский, посвящённых жизни и  творчеству Тараса Григорьевича Шевченко.

Все мероприятия прошли на высокой эмоциональной ноте.
Участие принимали не только учащиеся, но и педагоги лицея: Силеверстова Л.Г., Сысоева Ю.А., Сабашникова О.Д., Сивакова Л.А., Кадырова М.М., Дельцова О.А., Юнг С.А., Судоплатова Л.А., Китаева А.Н. и др.
     Активными участниками также стали родители учащихся.
Работала литературная гостиная «Помнят степи певца Украины».
Состоялся конкурс рисунков  среди старших классов –« Герои из произведе-
 ний Т.Г.Шевченко».
    Были оформлены книжные выставки, проведены беседы,  обзоры и викторины, литературный вечер и утренник.
    Учащиеся 8-9 классов  писали сочинения на темы:
·        Сочинение анализ стихотворения Т. Шевченко «Завещание»
·        Образ Украины в творчестве Т. Шевченко
·        Величие и бессмертие великого гения украинского народа Т. Г. Шевченко
Предлагаем разработку литературного вечера, посвященного творчеству
Т.Г. Шевченко .

 Фрагмент литературного вечера
Литературный вечер дает представление о личности и творчестве Т.Г. Шевченко, как литератора, так и художника, формирует интерес к личности и творчеству Т.Г. Шевченко.
«Он сам был бессмертной песней своего талантливого, свободолюбивого народа» Белинский. Звучала песня «Ревет и стонет Днепр широкий», в исполнении Гайсиной Аделины, ученицы 8 класса. Эту знаменитую песню о Днепре сочинил Тарас Григорьевич Шевченко. Он был великий поэт - слагал чудные стихи, кроме того, он был и талантливый художник - писал прекрасные картины. Довольно взглянуть на него, чтобы запомнить этот высокий лоб, серо-голубые глаза. С портрета на нас смотрит человек с простым добрым лицом.
1-й Ведущий: Тарас Шевченко родился 190 лет назад в 1814 году, в бедной крестьянской семье. Отца звали Григорий Иванович, а мать - Катерина Якимовна. Все родные были крепостными. Тарас родился в селе Моринцы. Но вскоре пан перевел семью в село Кириловка - теперь Шевченко, на Черниговщине. Тут в убогой хате прошло его детство (показ картины «Хата»).
2-й Ведущий : Семья жила в нужде: пять сестер и два брата. Отец и мать пропадали на панском поле, и Тарас целыми днями их не видел. Мать заменяла сестра Катерина. Тарас рос очень любознательным. Он любил слушать сказки и песни. Но больше всего он любил деда Ивана. Он рассказывал о героях, о восстаниях крепостных крестьян. Рассказы деда будили у Тараса раздумья о судьбе крепостных людей.
3-й Ведущий: О том, как Тарас ходил искать железные столбы, которые подпирают небо, рассказали его родные. Один раз играл он в садике. Тихо журчала речка. На кустах калины пели птицы. Полуденное солнце медленно катилось по небу. Катерина полола цветник и тонким голосом пела песню. Она не видела, как Тарас сошел вниз, в долину, и побрел за село. Дед Иван говорил: «Там небо подперто столбами».
- Да где же столбы, что небо подпирают? Может быть, там, где небо сходится с землей?
 Далеко - далеко на закате садилось солнце.
 Навстречу Тарасу ехали чумаки, они привезли мальчика домой. Тем временем в хате началась тревога. Катерина с ног сбилась, нигде не нашла своего любимца. Но вот показалась белая голова.
 - Пришел! Пришел! После ужина уложила его спать, с ласковым укором назвала его «бродяжкой».
4-й Ведущий: Рисовать начал очень рано. Как попадется ему в руки мел или уголь, так сейчас разрисует стену или пол в хате. Мать и сестра Катерина очень хорошо рисовали. На стенах около окон - цветы, на печке - голубей, петухов. Их приглашали рисовать в соседние хаты. Зимой мальчик наблюдал, какие рисунки рисует мороз на стекле, на смену зиме приходила весна. Позже Тарас Шевченко пишет поэму «Гайдамаки» и так рисует весну.
Землю, спавщую под снегом,
 Весна разбудила,
 Муравой - травой одела,
 Цветами покрыла.
В поле жаворонок звонкий,
 Соловей на вербе
Пробужденную встречают
 Землю песней первой.
1-й Ведущий: Когда Тарасу минуло 8 лет, дед Иван отдал его в науку к дьяку Павлу Рубану. Первый год дьяк учил ребят славянской азбуке. На второй год - читать и писать. Вот была и вся грамота. Тарас быстро освоил эту грамоту. А девочек и совсем не учили. Учитель - дьяк был очень сердитый. Провинившихся учеников часто стегал вишневыми розгами. А по субботам порол всех подряд - и правых и виноватых. Тарас был послушным ребенком. Однако в субботу попадало и ему.
Листок бумаги. И скреплю
 Я ниткой книжечку. Крестами
 И тонкой рамкою с цветами
 Кругом страницы обведу.
 Перепишу сковороду
 Или «Три царие со зары»
 И от дороги в стороне,
 Чтоб обо мне кто не судачил
 Пою себе и плачу.
2-й Ведущий: Самые дорогие люди - это отец и мать. Когда Тарасу было 9 лет умерла труженица мать, она часто болела. Осенью того же года отец привез из Моринц мачеху с 3 детьми. Тяжело жилось сиротам. Однажды отец уехал из дома далеко с чумаками. В это время в хату зашел старый солдат - и попросился переночевать. Утром солдат увидел, что из его мешка кто-то выкрал 3 золотых. Мачеха заподозрила Тараса, и избила его, он спрятался в кустах калины. А потом выяснилось, что били Тараса напрасно, потому что деньги украл Степанько - сын мачехи. Отец часто ездил в дальние дороги. Зима была лютая, а какая одежда у крепостного? Свитка с дырками, на спине ветер гуляет. Недолго проболел Григорий Иванович, перед смертью поглядел на Тараса и сказал, что в хозяйстве ему делать нечего, потому что из него выйдет большой человек.
Библиотекарь: Много пришлось Тарасу перенести невзгод, но он постоянно учился, только учителя были у него не совсем удачными. Учился он рисовать в основном у дьяков, которые доверяли ему самую трудную работу. Прошло немного времени - из далекого города Вильни приехал пан Павел Васильевич Энгельгардт, владелец Тараса, который забрал его к себе в покои казачком. Тарас Шевченко впервые видел такие большие города, как Киев. Теперь пришлось ему учиться польскому языку.
3-й Ведущий: Тарас был подвижный, привык работать, а тут приходилось сидеть в прихожей. На ночь спать Тарас ходил в людскую, там стоял его заветный сундучок с картинками, чаще всего рисовал он деда Ивана. Однажды пан с женой поехали на бал. Казачок зажег свечи, и начал срисовывать портрет одного из героев В.О.войны 1812 года - казака Платонова. Он его срисовал полностью, осталось дорисовать только копыта коню. Увлекшись работой, он не заметил, как вернулся пан и вошел в кабинет.
- Кто тебе позволил свечи жечь? Побил пан Тараса, да еще и наказал слуге Сидорке на другой день, на конюшне отстегать его розгами. И все-таки с каждым днем рисунков в сундучке становилось все больше. В свободное время он рисовал сад дома, людей. Пани София как-то сказала своему мужу, что Тарас хорошо рисует, тогда в праздничные дни, пан позволил ему рисовать в своем саду с натуры. Как-то раз зашел сосед пана. Это был известный художник - портретист Ян Рустем. Он сразу оценил рисунки юного крепостного, советовал пану отдать его учиться. Грянули события 14 декабря 1825 года. Эхом они прокатились по России. Царь - самый крупный помещик в России - казнил людей за то, что они требовали воли, земли, человеческих прав. Осенью 1830 года революция докатилась и в Вильну, обеспокоенный пан Тараса бросил службу в Вильне и умчался в Петербург. Так юный Тарас попал в большой город, столицу России.
4-й Ведущий: Пан все-таки отдал наконец Тараса учиться к художнику В.Ширяеву, который в свое время тоже был крепостным. Ему было дано право пользоваться библиотекой художника. Ширяев тогда расписывал потолок большого театра. Эту работу он доверил Тарасу.
- Кто это расписал? - спросили у Ширяева.
 - Это мой ученик, крепостной пана Знгельгардта, Тарас Шевченко.
 - Хорошо рисует!
 - Так он и портреты, и картины пишет. Талант!
 - Это хорошо! Надо, чтобы такой талант не пропал. Надо бы послать его в высшую художественную школу - в Академию.
 - Что вы, в Академию? Туда же крепостных не допускают. В Академии имеют право учиться только свободные люди.
1-й Ведущий: Тараса привлекали красоты Летнего сада, он ходил любоваться и рисовать мраморные статуи. И однажды встретился с земляком - художником Иваном Максимовичем Сошенко, через которого познакомился с передовыми людьми того времени: Венициановым, Брюлловым. Тогда же в тайне от друзей начал писать стихи, поэмы «Порченая», «Думы мои».
Думы мои, думы мои
 Горе, думы с вами!
 Что вы встали на бумаге
 Хмурыми рядами?
 Что вас ветер не развеял
 Пылью на просторе?
 Что вас ночью, как ребенка
 Не приспало горе?
2-й Ведущий : Передовые люди Петербурга - писатели, поэты, художники - стали друзьями Тараса Шевченко. Они пробовали уговорить пана, чтобы отпустил Тараса на волю, Но где там! И слушать не хотел. Пану нужны деньги. Когда, решив выкупить его из крепостного рабства, они спросили, сколько он возьмет за Тараса, - пан запросил 5 тысяч. Сговорились на 2,5 тысячах. В то время это были большие деньги. Друзья всем сердцем решили помочь. Жуковский уговорил Карла Брюллова написать его портрет и разыграть этот портрет в лотерею. Портрет был написан - он и сейчас в Киеве в музее Т.Г.Шевченко. Его разыграли в лотерею, собрали 2,5 тысяч рублей и выкупили Тараса из неволи. Тогда ему было 24 года. 25 апреля 1838 года на квартире художника Брюллова Тарасу была вручена отпускная. С огромным увлечением Тарас взялся за работу. Писал картины под руководством Карла Брюллова. Много читал, пополнял свои знания. А главное - он теперь был вольным человеком! Тарас Григорьевич писал своему брату Никите: «Живу, учусь, никому не кланяюсь и никого не боюсь… Великое счастье быть вольным человеком».
3-й Ведущий: Учась в Академии художеств, Тарас Григорьевич проявил большое дарование. Он получил в награду 3 серебряные медали за картины: «Рисунок с натуры», «Маленький побирушка дает кусок хлеба собаке», «Цыганка-ворожея». В то же время у Тараса проявился талант художника и поэта. Он писал народные стихи. Собрав их, он издал книгу, которую назвал «Кобзарь», поэму «Гайдамаки» и многие другие стихи.
В темной роще ветер воет,
 По полю гуляет,
 Он на тополь налетает,
 К земле пригибает.
 Стан высокий, лист широкий
 Зачем зеленеет!
 Кругом поле, словно море,
 Широко синеет
 Погляди чумак на тополь,
 Сердцу грустно станет;
 Чабан утром с сопилкою
 Сядет на кургане,
 Глянет и душа заноет:
 Кругом ни былинки!
 Гибнет тополь, как в неволе
 Гибнет сиротинка.
Поэтические произведения Шевченко иногда заполнял живописными работами. Так он сочинил поэму «Катерина» и на эту тему же написал картину.
4-й Ведущий: Тарас Григорьевич давно жаждал побывать на Украине. Он не был там 14 лет. На родине Тарас Григорьевич навестил своих братьев - Микиту, Осипа и сестер - Катерину, Ярину, Марусю. Побывал у деда Ивана, у всех своих родных. Тарас Григорьевич очень любил детей. Проезжая по Украине и глядя на детей крепостных, он как бы видел свое детство.

Когда еще…
 Мальчишку встречу, одинок
 Как с ветки сорванный листок.
 Сидит он прислонившись к тыну,
Одетый в рваную холстину, -
 И мнится мне, что это я,
 Что это молодость моя!
 И мнится мне: в суровой доле
 Он не увидит вольной воли,
 Священной воли. И вот так…
 И вот так -
 Напрасно - прахом пролетали
 Все лучшие его года.
На Украине Тарас Григорьевич был в течение жизни три раза.
1-йВедущий : В 1846 году интеллигенция Киева организовала кружок людей, которые мечтали объединить славянские народы в одну семью, мечтали уничтожить крепостное право. В кружке был доносчик и 5 апреля 1847 года Шевченко был арестован. Во время ареста нашли рукописи его стихов «Сон», «Заповедь». В стихах он смеется над царской четой:
Царь по залам выступает
 Высокий, сердитый.
 Прохаживается важно
 С тощей, тонконогой
 Словно высохший опенок
 Царицей убогой.
 А к тому ж она бедняжка
 Трясет головою.
Царь Николай читал, он был в бешенстве. Суда не было. Царь написал своей рукой: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать». Это было самым суровым наказанием. Шевченко повезли в Оренбург, затем в крепость-тюрьму Орск. В Орске рядового Тараса Шевченко муштровали каждый день до потери чувств. Он был измучен, болел цингой. Но не падал духом, а начал тайком писать стихи и прятать их за голенище сапог, по-украински - «халява». Эту книжечку так и зовут теперь «Захалявная». В ссылке Тарас много слышал рассказов о страшной жизни крепостных России. Видел Тарас, как местное население казаков терпит людское угнетение.
2-й Ведущий: Неожиданно весной 1848 года в Оренбург приехал молодой географ и моряк офицер Алексей Бутаков. Ему нужно было подобрать людей, чтобы взять их с собой на Аральское море для изучения его берегов и богатства. Бутаков взял Шевченко для зарисовок берегов Аральского моря. Тарас был рад вырваться из крепости, он мог рисовать. Отряд прошел пешком 700 км.до форта Раим, готовились к морскому походу. Два месяца плавал на корабле « Константин» и все рисовал и рисовал. За это время он написал много волнующих стихов о Родине, о своей любимой Украине. Вспоминая свое детство он писал:
Вишневый садик возле хаты,
 Хрущи над вишнями снуют
 С плугами пахари идут,
 Идут домой, поют девчата,
 А матери их дома ждут.
Все ужинают возле хаты.
 Звезда вечерняя встает,
 И дочка ужин подает.
 Ворчала б мать, да вот беда-то,
 Ей соловейко не дает.
Мать уложила возле хаты
 Ребяток маленьких своих
 Сама заснула возле них,
 Затихло все… Одни девчата
 Да соловейко не затих.
3-й Ведущий: Почти полтора года исследовала экспедиция берега Аральского моря, на вторую зиму прибыла опять в Орск. В это время один из офицеров донес, что Шевченко нарушил царскую волю - рисует и пишет, а начальство ему потворствует. У Шевченко сделали обыск, отобрали его бумаги, книги и посадили в тюрьму. Через пять месяцев его перевели в Ново-Петровскую крепость.
4-й Ведущий: Когда Шевченко везли в эту «незапертую тюрьму», он взял свежую веточку вербы и привез с собой. Поэт посадил и каждый день поливал ее, и вот из веточки выросло большое дерево. В этой крепости пробыл Тарас Григорьевич 7 лет, за ним постоянно следили, как бы у Шевченко снова не оказалось в руках карандаша и бумаги. Это была мука. Были случаи, когда солдатам присылали по почте деньги, офицеры брали их и пропивали, если солдат возмущался, то его прогоняли через строй. 2 тысячи солдат ударяли провинившегося розгой. Тарас нарисовал картину «Кара шпицрутеками». Из глины Тарас Григорьевич лепил фигурки детей, которые позировали ему. Он очень любил детей и впоследствии изобразил их в картинах: «Дети нищие», «Дети просят милостыню». Десять лет и три месяца пробыл Шевченко в ссылке, которая подорвала его здоровье. 1 августа 1857 года комендант крепости выдал Шевченко билет до Петербурга. Но когда Тарас Григорьевич прибыл в Нижний Новгород, у него отобрали документы и запретили жить в Москве и Петербурге. После долгих хлопот друзей Шевченко был разрешен въезд в Петербург.
1-й Ведущий: В конце мая 1859 года он получает разрешение на выезд в родную Украину. Поехал Тарас Григорьевич с Украины, но думка поселилась - дожить свой век на Родине.
2 –й Ведущий: После возвращения из путешествия по Украине Шевченко долго хворал, но очень много работал: готовил новое издание «Кобзаря», ему очень хотелось, чтобы простой народ учился, он составил для этого букварь. В 1860 году он пишет более 40 поэм для взрослых и детей. Зимой Тарас Григорьевич совсем расхворался и слег. 9 марта 1861 года ему исполнилось 47 лет. Пришли поздравительные телеграммы, пришло много друзей, но Тарас Григорьевич уже не мог подняться. На другой день ему стало легче. В половине шестого он встал, пошел в мастерскую дописать портрет. Но, когда начал спускаться с лестницы, ноги у него задрожали, он покачнулся и упал. Холодным утром 10 марта 1861 года его не стало. Друзья схоронили поэта на смоленском кладбище в Петербурге. Но еще при жизни Шевченко написал «Завещание», просил похоронить его на милой Украине. Выполняя его завещание, друзья начали хлопотать о том, чтобы перевезти прах на Украину. От Москвы до Киева везли на лошадях. Гроб пронесли по-над Днепром на Подол, поставили на пароход и отвезли в Канев. И тут, над Днепром, на высокой круче схоронили поэта, как он завещал.
Библиотекарь : Тернист и труден был жизненный путь поэта и художника, коротка его жизнь, но он никогда не изменял своему народу. Много лет прошло после смерти Тараса Григорьевича Шевченко, но он живет в памяти народа.
Учитель. Среди великих литературных творцов имя Т.Г. Шевченко, годовщину дня рождения которого мы отмечаем бессмертной любовью и славой. Тарас Шевченко — великий легендарный поэт сказочного края, писатель-мыслитель, пылкий защитник социальных и национальных интересов украинского народа, великий борец за волю своего народа, своего края, отстаивал права украинского народа на его свободное суверенное развитие. Его бессмертное наследие — это вершина человеческого гения.
Ученик. Тарас Григорьевич Шевченко — непримиримый борец против любого притеснения человека человеком, поэт-гуманист, глубоко народный поэт. Писать стихотворения начал еще до освобождения из крепостничества, потому что до 24-х годов был крепостным. В 1840 г. вышел первый поэтический сборник Тараса Шевченко «Кобзарь». Самим названием автор пытался показать, что он выступает певцом народа, его стремлений, надежд, мечтаний о лучшей судьбе. «Кобзарь» в 1840 г. проникнут стихийным протестом против той несправедливости, которая существовала в Украине. С большой любви поэта к Украине, к своему народу выросла правдивая, неповторимая поэзия «Кобзаря»
Я так ее, я так люблю
 Мою Украину бедную
 Что прокляну святого бога
 При ней душу погублю!
Т.Г. Шевченко видел и понял, как тяжело Украине, какую несправедливость причинил ей русский царизм и украинские господа: Ободранная, сиротой Над Днепром, Тяжело — трудно сироте. А никто не видит — Только враг, который смеется…
С большой скорбью и думой об Украине поэт пишет: Украина, Украина! Сердце мое, няня! Как вспомню твою судьбу, Заплачет сердечко!
Учитель. Большое значение и вес для украинского национального возрождения имеют те поэмы Т. Шевченко, где звучит гнев и обида, осуждение и сокрушительная критика, когда поэт разоблачает обидчиков народа — царей, тиранов, показывает нищую, тяжелую и бедную жизнь крепостного села. Это было рабство целого народа, его беспросветная бедность, полный упадок, ужасное состояние его духовного порабощения.
…везде на славной Украине
 Людей в ига запрягли
 Господа лукавы…
 Ученик. Большое народное горе, нищету и народную несправедливость увидел Т. Шевченко, когда он после освобождения из крепостничества посетил Украину.
Пребывание поэта на родине было для него большим испытанием, ведь он увидел Украину угнетенной, изувеченной, в иге крепостного тяжелого труда, в запустении увидел убогую, беспросветную жизнь крепостных крестьян, которые находились в сплошной темноте и бедности.
Поэт выступил с протестом против национального и социального угнетения. Большинство стихотворений на эту тему было написано в 1843 — 1845 гг., которые в начале 1846 г. T. Шевченко возвел в большой рукописный сборник «Три лета», в которую вошли такие произведения, как «Разрытая могила», «Слепой», «Служанка», «Сон», «Еретик», «Кавказ», «И мертвым, и живым…» и др. Во времена заключения Шевченко сборник «Три лета» был отобран у него, он пролежал в департаменте полиции до 1905 года, пока не был передан Черниговскому музею Т. Г. Шевченко.
Ученица. Сборник «Три лета» является вершиной творчества Т.Шевченко как глубоко народного, национального украинского поэта. Ужасные картины жизни украинского села изобразил Т.Шевченко. Поэт активно отрицает действительность крепостника:
Чернее черной
 Блуждают люди; повысыхали
 Сады зелени, сгнили
 Беленькие дома, свалились
 Озера бурьяном поросли.
 Село вроде бы погорело
 Вроде бы подурачились
 Немые на барщину идут
 И детишек своих ведут.
Ученик. Поэма «Сон» (И844 г.) — это политическая сатира на тогдашнюю действительность, на самодержавную монархию, на строй крепостника. Поэт описывает фантастическое путешествие из Киева в Петербург во сне. Поэт летит в сонных мечтах за совой над землей и видит прекрасный, неповторимый образ рассвета на Украине:
И все то, вся страна
Увитая красотой
 Зеленеет, умывается
 Мелкой росой;
 Испокон веков умывается
 Встречает…
 И нет тому начала
 И края нет.
Среди такой сказочной, чудной Украины поэт видит страшные картины человеческого горя, большого насилия: «Как с калеки снимают одежду, как беззащитную вдову распинают за то, что не платит налог, как ее единственного сына, последнюю надежду заковывают в кандалы, отдают в войско на 25 лет, видит мать, что на барщине жнет, а ее ребенок от голода умирает». Шевченко ищет выход и проникается неотложным вопросом деградированной действительности:
Долго ли в том мире
 Палачам господствовать?
Поэт летит дальше над страной и слышит бряцанье кандалов над землей. Это каторжные работают на тяжелых работах, «чтобы глотку залить несытому» (царю). Пролетает поэт над Москвой и задерживается в Петербурге, где видит «плюгавых оборотней», тех украинцев, которые старательно прислуживали колонизаторскому режиму царского самодержавия, видит «гадкие сцены рабства, пресмыкательство», видит царя и царицу, которых нещадно высмеивает. Царь «несытым глазом за край света заглядывает», а сам «как бы из берлоги медведь вылез», А царица: «…будто опенок засушенный, тонкая, длинноногая», «словно цапля между птицами». Оба: «словно сычи надутые».
Своим гневным словом, как будто громом, поэт критикует тех, «что правдой торгуют», «людей запрягают в тяжелые ига», «продают или в карты проигрывают простых людей» и «лупят шкуру» из меньшего брата.
Ученица. В поэме «Сон» Т. Шевченко вспоминает и историческое прошлое, сколько казаков погибло на строительстве царской столицы. Большим гневом пылает Т. Шевченко, видя памятник Петру I, который потом установила Катерина II. За колонизаторскую и крепостниxtcre. политику поэт осуждает Петра I, Екатерину ІІ, а также правящего на то время Николая I:
Это, тот Первый
 что распинал
 Нашу Украину
 А Вторая доконала
 Вдову — сиротину.
 Палачи, палачи, людоеды!
 Накушались оба
Накралися!
Поэту слышится голос гетмана Полуботка, которого царь Петр I замучил голодом в тюрьме за то, что добивался, чтобы Украине вернули ее прежние права.
Ученик. Беспощадную критику русского «темного царства» дал Шевченко в поэме «Кавказ» (в 1845 г.), где изобразил борьбу, которую вела Россия в 1843—1859 гг. с черкесами. Эта борьба со свободолюбивыми жителями Кавказа была долгой, затяжной и с огромными обоюдными жертвами. Автор показывает огромные страдания, трагедию народа, трагедию войска, посланного царизмом завоевывать Кавказ:
Легло костьми
 Людей муштруемых немало
 А слез, а крови? Напоить
 Всех императоров бы хватило
 С детьми и внучками, утопить
 В слезах вдовьих. А девичьих
Пролитых тайно среди ночи!
 А материнских горячих слез!
 А отцовых старых кровавых
 Не реки — море разлилось
 Море огня!
В символическом образе Прометея показал несокрушимость народов царской России, а в образе орла-хищника — царизм, который людей «карает» и пьет кровь трудовиков.
Как гимн непреодолимости народа звучат слова поэта:
Не умирает душа наша
 Не умирает воля.
И Шевченко призывает:
Боритесь — поборете…
Учитель. Показ исторического прошлого Украины Шевченко использовал для пропаганды национальных вольнолюбивых идей.
Ученик. В поэме «Гайдамака» поэт изобразил крестьянское восстание 1768 г., которое вошло и историю под названием «Колеевщина». Тарас Шевченко возвеличил вожаков восстания М. Зализняка и И. Гонту, которые сверх сего любили волю, были настойчивыми, стойкими борцами, прославили простой народ, который восстал против произвола господ. Поэма звучала как призыв к борьбе против существующего строя.
Учитель. Т. Шевченко любил свой край, в своих стихотворениях воспел не только красоту украинской природы — Днепра, степей, садов, но и историческое прошлое украинского народа, его тогдашнюю жизнь, а также выражал тревогу за будущее Украины. Он верил, что:
Встанет Украина и развеет тьму неволи
 Мир правды засветит
 и помолятся на свободе
 Невольничьи дети.
Ученик.  Опираясь на исторические источники: «Историю руссов», исторические труды Бантиш-Каменского, Николая Маркевича изобразил поэт буйную казацкую жизнь, смелые военные казацкие походы, скорбел по величественным фигурам украинских гетманов. Шевченко гордился героическим прошлым украинского народа, верил, что казацкая Слава не ляжет! Не ляжет, а расскажет, Что делалось в мире, Чья правда, чья несправедливость, И чьи мы дети.
Ученица.  В поэме «К Основьяненко» Шевченко сравнивал современную ему жизнь с прошлым Украины. Он подчеркивал, что она теперь «ободрана, сиротой плачет за своими детьми». «Грустно скулит чайка над буйными степями, что укрылись высокими могилами, свидетелями тогдашней славы». Поэт убежден, что нация, которая имеет таких героев, такое прошлое, не может погибнуть.

Библиотекарь Лицея №1 п. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области Кадырова М.М.






Комментариев нет: