Проблема
развития математических способностей
детей- одна из наименее разработанных на сегодня.
«Опя-а-
а –а-ть математика!» Интонация, с которой ребёнок произносит эти слова, может
послужить показателем его отношения к обучению вообще и к математике в
частности. «Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе»,- об этом говорят и
родители, и учителя, и сами ученики.
А
дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать
об этом никогда. Наша задача- дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять,
усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное -
познать радость при преодолении трудностей.
Взрослые
порой поражаются, как быстро ребёнок усваивает довольно сложные математические
представления: легко запоминает трёхзначный номер автобуса, двухзначный номер
квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет называть
числительные по порядку в пределах 100,1000, 10 000.
Чувствуя
потенциальные возможности детей, взрослые нередко начинают форсировать изучение
ими математики. Давая им формализованные знания. Спонтанно накопленный
чувственный и интеллектуальный опыт ребёнка может быть объёмным, но
неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло- вот что
необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы то и другое стало развивающим.
Как
сделать, чтобы, познавая математику, ребёнок достиг успеха? Практика обучения
показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но
и форма подачи, которая способна (или неспособна) вызвать заинтересованность и
познавательную активность детей.
Содержание
элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного
возраста, вытекают из основ самой науки, её первоначальных, основополагающих
понятий. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному.
Дошкольный
возраст - уникальный период жизни
человека. Его своеобразие заключается в
особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности;
в активности дошкольника-
обследовательской, предметно- манипулятивной, познавательной.
Особое
значение имеют накопление и обогащение
чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании
многих сторон математической действительности. Если у ребёнка отсутствуют
образы представлений, включается механическое запоминание, позволяющее
удерживать в памяти те или иные понятия, но
непродолжительное время. А главное - механическое, формальное
запоминание имеет ограниченные возможности применение знаний. Перенос их в
аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартные-
становится вообще невозможным.
В
программе «Из детства в отрочество» специальный раздел посвящён математическому
развитию дошкольников. В процессе образовательной работы дети овладевают содержанием
первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с
важнейшими категориями, составляющими математическую действительность и
доступными для усвоения в дошкольном детстве (формирование представлений о числе, количестве, отношениях, величине,
пространстве и способах их познания, измерении
и оперирования ими). На основе развернутых практических действий с
предметами, наглядным материалом условными символами происходит развитие
мышления и элементов поисковой деятельности. И то и другое служит фундаментом
дальнейшего математического образования детей.
Ключом
педагогической технологии при реализации программы является организация
целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает
латентное реальное и опосредованное обучение, которое должно осуществляться как
в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.
Латентное
(скрытое) обучение обеспечивает накопление спонтанного чувственного и
информационного опыта, благодаря которому создается база «ясных и неясных знаний»
Реальное
(прямое) обучение осуществляется в форме специально организованной
познавательной деятельности. При этом
формирование элементарных математических представлений происходит на основе
эвристических методов. Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет
конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы
деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и,
главное, активизировать интерес ребенка к познанию.
Опосредованное
обучение предполагает использование педагогики сотрудничества, игровых
проблемно-практических ситуаций деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля
и взаимообучения в игротеке для детей и родителей, праздников досугов и
развлечений, совместного времяпрепровождения. Опосредованное обучение
предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически
эффективных методов познавательного развития дошкольников. Познавательная деятельность
организуется с учётом индивидуального
темпа продвижения ребёнка.
В
методических пособиях к программе «Из детства в отрочество» раскрываются
особенности организации познавательной деятельности детей, направленной не
только на формирование у дошкольников математических представлений, но и на их
развитие в целом.
При
изучении многих математических понятий дети опираются на чувственный опыт, на
«память рук и глаз», которые они приобрели в раннем детстве, когда, действуя с
предметами и преобразовывая их, они опытно-практическим путём познавали
свойства, строение, состав, назначение предметов и явлений ближайшей и
отдалённой окружающей действительности.
В
дошкольные годы у ребёнка создаётся круг представлений «обо всём понемногу» на
понятном ему уровне. Сфера деятельности
постепенно расширяется, информационный багаж
пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями,
происходят их систематизация и обобщение.
Взрослые
должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления
активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они
ощущали бы радость открытий.
Организовывать
проблемно-поисковые ситуации сложнее, чем такие, в которых говорит только
взрослый, а ребёнок слушает и повторяет. Однако без этого не обойтись ни дома,
ни в детском саду, если мы хотим научить ребёнка мыслить. Партнёрство со
взрослым, общение со сверстником во время обучения, совместное решение
проблемно-познавательных задач- основной путь организации обучения математике
по нашей программе.
Важное место в обучении дошкольников
математике, как мы уже говорили, отводится организации поисковой деятельности.
Нередко в семье взрослые не позволяют детям «изучать» свойства предметов,
«экспериментировать», так как боятся, что они замочат рукава рубашки, испачкают
стены или стол, насорят, разобьют что-нибудь, обрежутся и т.д. Все эти опасения
обоснованны, однако они не должны стать препятствием для детского
экспериментирования.
Необходимо
и дома, и в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребёнок
посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои
предположения, утвердиться в понимании каких-либо математических понятий.
Например, сравнение объёмов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих
тел (мука, сахарный песок, соль, крупы) при
приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели,
подготовке обоев для ремонта, раскрое материала и т.п.
Выполнение
некоторых заданий и решение проблемных ситуаций требует коллективного обсуждения.
Тогда целесообразно объединить детей в подгруппы. Совместное выполнение заданий
позволяет каждому конкретизировать знания и умения, контролировать способы
выполнения и результаты не только своей деятельности, но и деятельности
партнёров, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимоконтроль.
Знания,
данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те,
которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись и
синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Хорошо,
если равноправными партнёрами становятся родители или другие близкие взрослые.
Ребёнок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует
объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия,
прослеживать зависимости.
Итак,
в математическом развитии дошкольников по программе «Из детства в отрочество»
широко используется игра. Однако эффективным это средство становится в том
случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых
дозах». Игра формализованная, сверхрегламентированная, затянутая во времени,
лишённая эмоционального накала, занижающая или излишне завышающая
интеллектуальные возможности детей, может принести даже вред, так как снижает
интерес ребёнка и к играм, и к самому процессу обучения.
Однообразные
упражнения при обучении математике бытуют
в домашнем и общественном воспитании дошкольников. Их заставляют подолгу
упражняться в счёте до 100, решать бесчисленное множество однотипных примеров
или арифметических задач и т.д.
Взрослые
подчас забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести ребёнку в
такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним ещё и ещё.
Существует
много математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представления
детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных
и пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию
наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по
мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только
разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей.
Овладение
правилами игры происходит постепенно. Первоначальное знакомство детей с новой
игрой происходит в соответствие с «законами» дидактики. Объясняются правила,
раскрывается игровая задача, определяется игровые роли, обсуждается игровой
результат.
Когда
правила игры усвоены детьми, предлагается игра в парах. При этом возникает
больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и
непринуждённым. Каждый ребёнок в паре «работает» во всю силу: ему необходимо
достойно исполнить свою роль, чтобы получить одобрение партнёра. (Известно, что
дошкольники- более строгие ценители достижений и критики недостатков своих
товарищей, чем взрослые).
В
игровой паре так называемая «учебная плотность» становится высокой: в течение
игры один участник придумывает оригинальное задание и стремится сформулировать
его так, чтобы оно было понятно партнёру; другой играющий, которому адресовано
задание, вынужден внимательно вслушиваться, чтобы понять условие, потому что
ему самому придётся искать ответ.
Приобщать
ребёнка к игровому взаимодействию с целью обогащения математических
представлений помогает «Математическая игротека», которая хорошо
зарекомендовала себя на практике. Один
раз в неделю в вечернее время объявляется «День открытых дверей в игротеке», на
которой приглашается два-три родителя. Им предоставляется возможность принять
участие в играх в роли равноправного партнёра, познакомиться с достижениями
детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с ними.
Особое
место принадлежит математическим праздникам как одному из эффективных путей опосредованного обучения. Праздник строится
на игровых видах познавательной деятельности и использовании
информационно-развлекательного содержания. Главное: совместная неформальная
деятельность детей и взрослых.
Возможность
проявить находчивость, сообразительность и смекалку, показать умение работать в
одной команде, выполняющей общее дело, внести свою лепту в общее дело, гордость
за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный
эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.
Каждый
праздник является экспромтом для детей, полным сюрпризов и неожиданностей. На
нём создаются условия для проявления самостоятельности, непосредственности, с
пониманием встречаются комические казусы, с лёгкостью и улыбкой разрешаются
любые ситуации.
Опыт
показал: проведение праздника-экспромта- дело не такое лёгкое, как может
показаться сначала. Важно, чтобы взрослые (педагоги и родители) не проявляли
излишнего дидактизма, умели найти непринуждённый тон в общении с детьми, не
боялись неожиданно возникающих непредвиденных ситуаций.
Главной
дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление
опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой
подгруппы детей (команды) позволит им внести свой «интеллектуальный» вклад в
решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместные
обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможность интеллектуально-познавательного общения и
показывают его привлекательность. Значительность события усиливается
сюрпризностью и новизной обстановки.
Художественное
слово также способно обогатить математическое образование дошкольников.
Воспитатель самостоятельно определяет объём и степень включения в работу
стихов, считалок, загадок.
Первоначальное
знакомство со стихотворением или считалкой может произойти на занятии по
математике в свободное от занятий время.
Считалки
и стихи используются в различных ситуациях: они делают фронтальную и
подгрупповую работу с детьми более разнообразной; их целесообразно применять и
в повседневной жизни в свободной игровой деятельности.
Загадки
используются в зависимости от целей познавательного общения, на групповых
занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников,
познавательных бесед. Взрослый подводит детей к размышлению над загадкой,
руководит и направляет поисковую деятельность, наталкивает их на сравнения,
которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.
В
результате математического образования дошкольники не только совершенствуют
счётную и измерительную деятельность, получают элементарные математические
представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в
комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на
сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для
развлечения, но и – в большей мере – для обучения. Они развивают гибкость ума,
дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на
сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях,
воображения.
При
обучении математике по программе «Из
детства в отрочество» основные усилия и педагогов, и родителей направлены на
то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания
математики, потребность стремиться преодолевать трудности, находить
самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижений
поставленной цели, а также не бояться ошибок.
Изучая
математику, дети знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Их
интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрёл часы,
счёты, калькулятор, компьютер, как составили календарь, кто изобрёл приборы для
измерения площадей, жидкостей, сыпучих веществ, какие задачи решали в старину…
Размышляя
над достоинствами и недостатками каждой новой идеи, мы вместе с детьми ищем
ответ на вопрос, почему необходимо было её совершенствование. При этом важен,
естественно, не конкретный ответ, а развивающий эффект, достигнутый в результате
общения – возникновение познавательного интереса, развитие эвристического
мышления, речи, сообразительности, расширение понятийного опыта и
самостоятельности.
Научить
ребёнка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в
свои силы- главная цель программы математического обучения дошкольников.
Главный специалист управления образования
администрации МО Оренбургский район
Т.А. Кошкина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий