1 марта 2012 г.

Математика в детском саду


         Проблема развития  математических способностей детей- одна из наименее разработанных на сегодня.
         «Опя-а- а –а-ть математика!» Интонация, с которой ребёнок произносит эти слова, может послужить показателем его отношения к обучению вообще и к математике в частности. «Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным  предметом в школе»,- об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
         А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача- дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей.

         Взрослые порой поражаются, как быстро ребёнок усваивает довольно сложные математические представления: легко запоминает трёхзначный номер автобуса, двухзначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет называть числительные по порядку в пределах 100,1000, 10 000.
         Чувствуя потенциальные возможности детей, взрослые нередко начинают форсировать изучение ими математики. Давая им формализованные знания. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребёнка может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло- вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы  то и другое стало развивающим.
         Как сделать, чтобы, познавая математику, ребёнок достиг успеха? Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или неспособна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
         Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из основ самой науки, её первоначальных, основополагающих понятий. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному.
         Дошкольный возраст - уникальный период  жизни человека. Его своеобразие заключается  в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности  дошкольника- обследовательской, предметно- манипулятивной, познавательной.
         Особое значение  имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон математической действительности. Если у ребёнка отсутствуют образы представлений, включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия, но  непродолжительное время. А главное - механическое, формальное запоминание имеет ограниченные возможности применение знаний. Перенос их в аналогичные  ситуации  производится с трудом, а в нестандартные- становится вообще невозможным.
         В программе «Из детства в отрочество» специальный раздел посвящён математическому развитию дошкольников. В процессе образовательной  работы дети овладевают содержанием первоначальных математических представлений и понятий в соответствии с важнейшими категориями, составляющими математическую действительность и доступными для усвоения в дошкольном детстве (формирование представлений  о числе, количестве, отношениях, величине, пространстве и способах их познания, измерении  и оперирования ими). На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности. И то и другое служит фундаментом дальнейшего математического образования детей.
         Ключом педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное реальное и опосредованное обучение, которое должно осуществляться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.
         Латентное (скрытое) обучение обеспечивает накопление спонтанного чувственного и информационного опыта, благодаря которому создается база «ясных и неясных знаний»
         Реальное (прямое) обучение осуществляется в форме специально организованной познавательной деятельности. При  этом формирование элементарных математических представлений происходит на основе эвристических методов. Использование проблемно-поисковых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и, главное, активизировать интерес ребенка к познанию.
         Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения в игротеке для детей и родителей, праздников досугов и развлечений, совместного времяпрепровождения. Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников. Познавательная деятельность организуется  с учётом индивидуального темпа продвижения ребёнка.
         В методических пособиях к программе «Из детства в отрочество» раскрываются особенности организации познавательной деятельности детей, направленной не только на формирование у дошкольников математических представлений, но и на их развитие в целом.
         При изучении многих математических понятий дети опираются на чувственный опыт, на «память рук и глаз», которые они приобрели в раннем детстве, когда, действуя с предметами и преобразовывая их, они опытно-практическим путём познавали свойства, строение, состав, назначение предметов и явлений ближайшей и отдалённой  окружающей действительности.
         В дошкольные годы у ребёнка создаётся круг представлений «обо всём понемногу» на понятном ему уровне.  Сфера деятельности постепенно расширяется, информационный багаж  пополняется. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями, происходят их систематизация и обобщение.
         Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
         Организовывать проблемно-поисковые ситуации сложнее, чем такие, в которых говорит только взрослый, а ребёнок слушает и повторяет. Однако без этого не обойтись ни дома, ни в детском саду, если мы хотим научить ребёнка мыслить. Партнёрство со взрослым, общение со сверстником во время обучения, совместное решение проблемно-познавательных задач- основной путь организации обучения математике по нашей программе.
          Важное место в обучении дошкольников математике, как мы уже говорили, отводится организации поисковой деятельности. Нередко в семье взрослые не позволяют детям «изучать» свойства предметов, «экспериментировать», так как боятся, что они замочат рукава рубашки, испачкают стены или стол, насорят, разобьют что-нибудь, обрежутся и т.д. Все эти опасения обоснованны, однако они не должны стать препятствием для детского экспериментирования.
         Необходимо и дома, и в группе детского сада создать такую обстановку, чтобы ребёнок посредством практических действий (иногда многократных) мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо математических понятий. Например, сравнение объёмов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел (мука, сахарный песок, соль, крупы) при  приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели, подготовке обоев для ремонта, раскрое материала и т.п.
         Выполнение некоторых заданий и решение проблемных ситуаций требует коллективного обсуждения. Тогда целесообразно объединить детей в подгруппы. Совместное выполнение заданий позволяет каждому конкретизировать знания и умения, контролировать способы выполнения и результаты не только своей деятельности, но и деятельности партнёров, осуществляя тем самым взаимообучение и взаимоконтроль.
         Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются  детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. При этом важно  использовать игры так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
         Хорошо, если равноправными партнёрами становятся родители или другие близкие взрослые. Ребёнок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия, прослеживать зависимости.
         Итак, в математическом развитии дошкольников по программе «Из детства в отрочество» широко используется игра. Однако эффективным это средство становится в том случае, если применяется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра формализованная, сверхрегламентированная, затянутая во времени, лишённая эмоционального накала, занижающая или излишне завышающая интеллектуальные возможности детей, может принести даже вред, так как снижает интерес ребёнка и к играм, и к самому процессу обучения.
         Однообразные упражнения при обучении математике бытуют  в домашнем и общественном воспитании дошкольников. Их заставляют подолгу упражняться в счёте до 100, решать бесчисленное множество однотипных примеров или арифметических задач и т.д.
         Взрослые подчас забывают, что любые, самые сложные вещи можно преподнести ребёнку в такой увлекательной форме, что он будет просить позаниматься с ним ещё и ещё.
         Существует много математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Игры также способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование  наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей.
         Овладение правилами игры происходит постепенно. Первоначальное знакомство детей с новой игрой происходит в соответствие с «законами» дидактики. Объясняются правила, раскрывается игровая задача, определяется игровые роли, обсуждается игровой результат.
         Когда правила игры усвоены детьми, предлагается игра в парах. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринуждённым. Каждый ребёнок в паре «работает» во всю силу: ему необходимо достойно исполнить свою роль, чтобы получить одобрение партнёра. (Известно, что дошкольники- более строгие ценители достижений и критики недостатков своих товарищей, чем взрослые).
         В игровой паре так называемая «учебная плотность» становится высокой: в течение игры один участник придумывает оригинальное задание и стремится сформулировать его так, чтобы оно было понятно партнёру; другой играющий, которому адресовано задание, вынужден внимательно вслушиваться, чтобы понять условие, потому что ему самому придётся искать ответ.
         Приобщать ребёнка к игровому взаимодействию с целью обогащения математических представлений помогает «Математическая игротека», которая хорошо зарекомендовала себя  на практике. Один раз в неделю в вечернее время объявляется «День открытых дверей в игротеке», на которой приглашается два-три родителя. Им предоставляется возможность принять участие в играх в роли равноправного партнёра, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с ними.
         Особое место принадлежит математическим праздникам как одному из эффективных путей  опосредованного обучения. Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. Главное: совместная неформальная деятельность детей и взрослых.
         Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, внести свою лепту в общее дело, гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.
         Каждый праздник является экспромтом для детей, полным сюрпризов и неожиданностей. На нём создаются условия для проявления самостоятельности, непосредственности, с пониманием встречаются комические казусы, с лёгкостью и улыбкой разрешаются любые ситуации.
         Опыт показал: проведение праздника-экспромта- дело не такое лёгкое, как может показаться сначала. Важно, чтобы взрослые (педагоги и родители) не проявляли излишнего дидактизма, умели найти непринуждённый тон в общении с детьми, не боялись неожиданно возникающих непредвиденных ситуаций.
         Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволит им внести свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместные обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможность  интеллектуально-познавательного общения и показывают его привлекательность. Значительность события усиливается сюрпризностью и новизной обстановки.
         Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Воспитатель самостоятельно определяет объём и степень включения в работу стихов, считалок, загадок.
         Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой может произойти на занятии по математике в свободное от занятий время.
         Считалки и стихи используются в различных ситуациях: они делают фронтальную и подгрупповую работу с детьми более разнообразной; их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности.
         Загадки используются в зависимости от целей познавательного общения, на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед. Взрослый подводит детей к размышлению над загадкой, руководит и направляет поисковую деятельность, наталкивает их на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.
         В результате математического образования дошкольники не только совершенствуют счётную и измерительную деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач. Задания на сообразительность, задачи-шутки, задачи-ловушки используются не только для развлечения, но и – в большей мере – для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения.
         При обучении математике по  программе «Из детства в отрочество» основные усилия и педагогов, и родителей направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания математики, потребность стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения познавательных задач и желать достижений поставленной цели, а также не бояться ошибок.
         Изучая математику, дети знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Их интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрёл часы, счёты, калькулятор, компьютер, как составили календарь, кто изобрёл приборы для измерения площадей, жидкостей, сыпучих веществ, какие задачи решали в старину…
         Размышляя над достоинствами и недостатками каждой новой идеи, мы вместе с детьми ищем ответ на вопрос, почему необходимо было её совершенствование. При этом важен, естественно, не конкретный ответ, а развивающий эффект, достигнутый в результате общения – возникновение познавательного интереса, развитие эвристического мышления, речи, сообразительности, расширение понятийного опыта и самостоятельности.
         Научить ребёнка учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы- главная цель программы математического обучения дошкольников.
Главный специалист  управления образования  
администрации МО Оренбургский район
Т.А. Кошкина.
                  

Комментариев нет: