27 февраля 2012 г.

Интернет-технологии в современном уроке.


Предлагаем Вашему вниманию статью Куркиной Елены Викторовны
учителя информатики МОУ «Михайловская СОШ»
Бугурусланского района Оренбургской области,
тьютора программ Интел «Обучение для будущего» и «Путь к успеху»:

Прежде чем говорить о применении Интернет-технологий на уроке, следует определить, что понимать под этим термином. Если с Интернет-ресурсами ситуация достаточно понятная (это ресурсы, расположенные в сети), то понятие Интернет-технологий требует более конкретной детализации.

Интернет-технологии – информационные, телекоммуникационные и иные технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность в сети или с помощью сети Интернет. Интернет-технологии в образовании подразумевают обучающий эффект, а также коммуникацию между участниками образовательного процесса.
Под приложениями (или сервисами) понимаем отдельные возможности или способы использования сети. В данные момент мы можем пользоваться следующими видами сервисов.
Электронная почта – служит для пересылки электронных сообщений. Работа сервиса поддерживается как почтовыми серверами, так и клиентскими программами.
Телеконференции (группы новостей) позволяют вести через сеть дискуссии по интересующим темам.
Списки рассылки используются для рассылки сообщений по определенным темам с помощью электронной почты.
Всемирная паутина – в настоящее время это базовое приложение Интернет, обеспечивающее доступ к гигантскому объему информации во всех возможных формах: текст, графика, анимация, звук, видео. В основе Всемирной паутины (WWW) лежит технология гипертекста. Совокупность web-страниц составляет web-сайт.
Онлайновые средства коммуникации пользователей обеспечивают чередующуюся беседу в Интернет, обмен текстовыми сообщениями в реальном времени (чаты, Интернет-пейджеры).
Интернет-технологии позволяют обеспечивать учебный процесс:
-              поурочными учебными и учебно-методическими материалами;
-              обратной связью между преподавателем и обучаемым;
-              возможностью общения участников образовательного процесса между собой;
-              доступом к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам;
-              доступом к электронным библиотекам;
-              доступом к информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных электронных газет и журналов;

Каким образом Интернет-технологии могут быть использованы на уроке? Приведем несколько примеров.
1.      Изучение учебных материалов в электронном виде, мультимедиа-материалов и общение учащихся между собой на форуме или в чате.
Такая модель, несмотря на технические сложности, вполне возможна и имеет достаточно серьезный эффект.
Так, на занятии, посвященном подготовке печатной продукции (публикаций), рассматриваются Интернет-ресурсы, связанные с материалами, которые следует публиковать в СМИ. В чате Skype учащиеся, по заданию учителя, должны оставить сообщение, содержащее главную идею прочитанного ими в сети документа. Skype является бесплатной программой, имеет свободную лицензию, может использоваться в образовательном процессе в качестве средства организации голосовой связи и кратковременных многопользовательских чатов. Учащиеся изучают ссылки, предложенные учителем и оставляют свои сообщения в организованном учителем Skype-чате. В начале урока на каждом компьютере они осуществляют регистрацию или вход в сеть skype под существующим логином. После этого учитель присоединяет к чату всех присутствующих и выкладывает задание и коллекцию ссылок.
Ссылки на тему «Что следует публиковать в СМИ»:
http://www.unhchr.ch/udhr/lang/rus.htm - Всеобщая декларация прав человека
www.netoscope.ru/docs/2000/07/28/18.html - Закон о средствах массовой информации
http://www.medialaw.ru – вопросы взаимоотношения права и СМИ
http://www.yojo.ru/vazhno/vazhno_kodex_prof_etiki.htm - кодекс профессиональной этики российского журналиста
Есть ссылки на статьи на английском языке. В таком случае потребуется использовать переводчик. Можно дать задание учащимся, увлекающимся иностранными языками, выбрать из иноязычных статей примеры нарушения прав человека и нарушения свободы слова. Ссылки: http://vigilant.tv/article/3252, http://www.firstamendmentcenter.org/
Skype-чат затем можно распечатать и приложить в портфолио работ учащихся. Такая форма работы является новой и интересной для учеников, позволяет активизировать одновременно навыки работы с различными приложениями, а также осуществлять быстрый и открытый контроль за работой учащихся.
Индивидуальные Skype-чаты, так же, как и любые другие Интернет-пейджеры (ICQ, Mailagent и др) в этом случае позволяют организовать контроль, позволив учащимся ответить на вопросы теста или проверочной работы на месте, и ответы отправить преподавателю. Здесь Интернет-технологии выполняют роль коммуникационного канала между учителем и учеником, что позволяет разнообразить формы общения на уроке, создаст рабочую обстановку.
Применять такие формы работы следует осознанно и целенаправленно, сочетая их с другими формами контроля. Учитель при этом должен в совершенстве освоить программный продукт, чтобы оказать учащимся своевременную техническую помощь.
Программа Skype находится по ссылке http://skype.com/intl/ru/.

2. Умение учащихся работать с электронной почтой оказывается незаменимым в том случае, когда требуется работать с материалами длительное время и формулировать достаточно большой объем текста. Здесь можно обойтись без бумажных технологий и отправить учителю письмо.

3. Одним из базовых умений при работе в Интернет является умение пользоваться поисковыми системами. Учащиеся должны знать список основных поисковых серверов российского сегмента всемирной сети и несколько иноязычных.
45 минут урока – достаточно небольшой промежуток времени, в течение которого учащиеся выполняют множество видов работ. Поэтому, чтобы не тратить драгоценные минуты урока, необходимо вооружиться умениями навыками поиска информации в сети. Информатика в современной школе дает достаточно знаний по этому вопросу. Поэтому на других уроках с применением Интернет учитель на навыках поиска не останавливается, а дает задание, рассчитывая, что информация будет найдена в течение урока.
Источники информации в Интернете различают по формам представления информации и способам доступа к ней: Web-страницы, файловые серверы, материалы конференций, базы данных, новости средств массовой информации. В основном на уроках используют информацию, представленную в виде web-страниц.
4. В настоящее время быстро развивается такое направление теории обучения, как педагогика сетевых сообществ. Оно базируется на следующих ключевых положениях:
-        Учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется учащийся.
-        Учение определяется средой, в которой происходит освоение нового знания.
-        Учение происходит в сообществе обмена знаниями.
-        Учение происходит через построение сети.
(Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. – М.: Интуит.ру, 2007)
Педагогика сетевых сообществ развивается в тесной связи с сетью Интернет и напрямую зависит от современной концепции развития паутины (Веб 2.0).
Веб 2.0 позволяет работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями.
Социальные сервисы Веб 2.0 – это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти взаимодействия включают:
-        Персональные действия участников и коммуникации участников между собой
-        Записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов (Живой журнал, блог и ВикиВики)
-        Размещение ссылок на Интернет-ресурсы и их рейтингование (БобрДобр)
-        Размещение фотографий и альбомов
-        Размещение книг
-        Видеосервисы (youtube)
-        Географические сервисы (Земля Гугл, Викимания) и сервисы на их основе (панорамио)
-        Обмен сообщениями (мессенджеры, пейджеры, скайп)
В педагогической практике социальные сервисы могут найти широкое применение, при организации информационной поддержки для педагогов по их использованию.
Блоги (Интернет-дневники) – мощный инструмент для организации дискуссий, получения консультаций, организации дистанционного обучения, для ведения школьных дневников.  
Видеосервисы позволяют выкладывать для широкого доступа видеоматериалы, подготовленный учащимися по теме, или же видеоролики о том, как группа работала над проектом.
Коллекция закладок на БобрДобр (www.bobrdobr.ru) позволяет систематизировать ссылки, накопившиеся у учителя или ученика за время его путешествий по сети. Если на уроке организуется поиск информации или изучение предложенных учителем ссылок, то целесообразно научить учеников составлению аннотированных каталогов в том или ином виде (в виде текстовой страницы, таблицы Excel, списка «Избранное» в браузере, или же рейтингованной системы ссылок на БобрДобр).
Из перечисленных выше сервисов остановлюсь подробнее на двух – ГИС (геоинформационные системы) и ВикиВики.

Рассмотрим модель урока географии с использованием ГИС Google Earth (Земля Гугл).
Геоинформационные системы (ГИС) в современном информационном обществе уже достаточно часто используются для работы с пространственной информацией. Задача современной школы заключается в данном случае в подготовке учащихся к использованию ГИС в повседневной жизни. Пытливые ученики, интересующиеся всем новым в области информационных технологий, с удовольствием разглядывают карты Google (GoogleMaps) и снимки Земли из космоса, предоставляемые сервисом Google Earth. В режиме изучения этого программного продукта они выясняют, что означают условные обозначения на картах, как просмотреть фото, ссылки на которые имеются на интерактивной карте. Сервис Google Earth тесно сотрудничает с другим сервисом Google – Панорамио (www.panoramio.com ), который собирает и систематизирует фото достопримечательностей со всего мира, и затем привязывает из к месту съемки на карте Google.
Учитель должен относиться к ГИС,  как к новому интерактивному средству, которое поможет достичь целей обучения, сформулированных в проекте федерального компонента образовательного стандарта по географии. Необходимо сочетать учительскую демонстрацию и практическую работу учеников. Технические средства, необходимые для работы с сервисом, следующие: демонстрационный комплекс «компьютер+экран+проектор», наличие широкополосного доступа в Интернет. Использование этого сервиса требует достаточно высокой скорости канала связи, так как происходит загрузка большого потока информации графического характера. Весьма успешно при этом осуществляется интеграция географии и информатики как учебных предметов.
Как можно сконструировать урок с использованием ГИС?
Во-первых, это демонстрации карт Google при изучении нового материала, закреплении и обобщении пройденного для иллюстрации расположения географических объектов, для повышения уровня наглядности при изучении предмета.
ГИС, как интерактивные средства обучения, позволяют регулировать глубину проникновения в материал, предоставляя каждому возможность изучить дополнительные свойства объекта или заинтересовавшие ученика соседние с ним объекты.  Таким образом, такие формы работы облегчают понимание учебного материала учениками.
Во-вторых, самостоятельная работа учеников на интегрированных уроках дает хорошие результаты. Учитель знакомит учеников с заданием, показывая на экране, каким образом с помощью ГИС они смогут его выполнить.
Примеры заданий: задания на поиск объекта, определение расстояний, выяснение характеристик географического объекта; составление описания объекта или явления, объяснение взаимного расположения объектов. Контролирующие задания могут носить индивидуальный или фронтальный характер: показать объект на карте, заполнить цифровую контурную карту, назвать отмеченные на карте объекты.
Приведем пример комплекса Интернет-ресурсов для изучения темы «Африка» (география, 7 кл).
http://earth.google.com – интернет-сервис, позволяющий увидеть практически любой уголок земного шара из космоса. Содержит справочно-географические карты в сочетании с космическими снимками. В коллекции имеются как снимки среднего и низкого пространственного разрешения, так и снимки высокого разрешения крупных городов мира.

http://atlasphoto.iwarp.com/ - отечественный каталог ссылок на зарубежные коллекции фотопейзажей по континентам и странам
http://www.3dflags.com/ - ресурс содержит анимированные государственные флаги некоторых стран
http://panda.org/news_facts/multimedia/photogallery/list/index.cfm - коллекции фото-, аудио- и видеороликов от Всемирного Фонда дикой природы. С их помощью учитель сможет наглядно продемонстрировать ученикам редкие и исчезающие виды животных и растений, создать образ удаленной за тысячи километров особо охраняемой территории, показать негативные последствия нерационального использования природных ресурсов;
http://www.durrell.ru/ - сайт с книгами Дж. Даррелла – знаменитого исследователя живой природы Африки и Америки, писателя, зоолога.
http://photography.nationalgeographic.com/photography/ - коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от всемирно известного журнала National Geographic, помогут с высокой степени наглядности проиллюстрировать изучаемые объекты и явления;
http://modis.gsfc.nasa.gov/gallery/index.php - космические снимки поверхности Земли, выполненные аппаратом MODIS с искусственных спутников Земли Terra и Aqua. Дают возможность сравнить объекты на плоских бумажных картах и на реальных снимках и оценить погрешность переноса изображения со сферической поверхности Земли на плоскость.
Глава, посвященная Африке, включает в себя следующие темы: географическое положение, история исследования, рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды, природные зоны, население, страны, политическая карта.
На первых уроках, посвященных общим сведениям о материке, целесообразно заинтересовать учащихся и продемонстрировать как можно больше наглядного материала – фотографий, иллюстраций. Затем, с помощью демонстраций карт Google Earth, акцентировать внимание на характеристиках территорий и научить учащихся анализировать информацию, полученную из карт.
Задания для учащихся:
-              Найти информацию о видах ландшафта Африки;
-              Выяснить какие виды природных зон встречаются на материке;
-              Найти информацию о национальных парках;
-              Описать животный мир Африки (иллюстрации);
-              Перечислить крупные портовые города Африки;
-              Охарактеризовать земледельческие районы;
-              Описать внутренние воды Африки;
-              Выяснить, имеются ли в Африке вулканы;
-              Перечислить пустыни Африки и найти их примерную площадь;
-              Найти зоны, наиболее привлекательные для туристического бизнеса и др.
-              Сделать выводы из полученной информации.
Благодаря красочным иллюстрациям Панорамио, выполнение заданий превращается в увлекательное путешествие. Каждый абонент, разместивший фото на карте Гугл, имеет в своей коллекции Панорамио множество снимков, которые тоже интересны и полезны ученикам. Благодаря высокой степени наглядности, большому количеству иллюстраций, у учащихся создается образ земли, столь далекой от них, и столь отличной от нашей.
Также мощным средством мотивации является интерактивность карт Гугл, то есть возможность быстрого передвижения по ним и мгновенного перехода в любую выбранную точку благодаря навигации или через панель поиска.
В крупных городах (пока в основном американских и некоторых европейских) отражены названия улиц, магазины, кафе, вокзалы. Российский сегмент ГИС Google Earth пока не может этим отличиться, но развивается достаточно быстро. В настоящее время можно увидеть достаточно подробные снимки областных городов РФ. В Африке детально отражены на картах крупные портовые города и туристические центры (Каир, Дакар и др.). При этом выполняется негласное правило – на снимках местности, выставленных на общее обозрение, разрешение должно быть таково, чтобы невозможно было различить черты лица человека и номер автомобиля. Учащиеся при изучении сервиса отмечают, что некоторым снимкам уже несколько лет и с тех пор произошли изменения. Например, в Москве уже нет гостиницы Россия, между тем на карте Москвы в сервисе Google она имеется. Таким образом, они углубляются в своих знаниях об устройстве информационных систем, о процедуре их создания и функционирования.
 Обобщение материала по пройденной теме, разделу дает возможность опять обратиться к ресурсам ГИС Google Earth. Имея навык работы с системой, учащиеся готовят итоговые отчеты по вышеперечисленным вопросам, иллюстрируя их картами и фотографиями. Интерес у учащихся вызывает тот факт, что они сами без проблем могут поместить фото на сайт Панорамио, а затем и на карту Google. Для этого нужно иметь качественное фото и пройти процедуру регистрации и рейтингования на сайте.
Следующий вид Интернет-технологий, бурно развивающийся в последние годы – технология ВикиВики. Термин wikiwiki происходит от гавайского слова, означающего «быстро-быстро». ВикиВики – это коллекция взаимосвязанных между собой записей, с возможностью коллективного заполнения и редактирования. ВикиВики можно использовать в качестве средства для организации совместной работы над коллективными проектами, можно сравнить эту технологию с электронной доской, на которой может писать целая группа. При создании текста авторы не отвлекаются на конструирование страницы, а задумываются лишь над смыслом написанного. ВикиВики позволяет почувствовать вкус гипертекста и освоить совершенно особую культуру написания нелинейных электронных документов. Все чаще Вики рассматривается как эффективное средство для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного учебного курса.
Социальный сервис ВикиВики в учебном процессе может применяться в различных вариантах.
1.                     Представление, расширение, аннотирование учебных материалов. Учащиеся могут оставлять заметки на полях лекции или документа, обсуждать материал.
2.                     Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий.
3.                     Коллективное создание творческих работ.
4.                     Коллективное создание энциклопедий
В настоящее время увеличивается количество Вики-сервисов. Еще два года назад количество учебных Вики-сервисов можно было пересчитать по пальцам (Википедия, Летописи и др.). В сообществах до сих пор идут ожесточенные споры о том, является ли Вики-культура корректной и следует ли доверять коллективному разуму и ссылаться на вики-статьи при написании научных работ. В данный момент существует множество тематических и региональных вики-сайтов, где каждый заинтересованный человек может открывать свой вики-проект и присоединять к нему свою команду.
Чтение и редактирование, а также творческая деятельность по созданию коллективных документов, занимают достаточно много времени, поэтому в основном работа над проектами происходит во внеурочное время. На уроках же рекомендуются такие виды работ, как резюмирование, обобщение, обзор, защита проекта, контрольные мероприятия с использованием дополнительных материалов, размещенных в Вики-статьях.
Учитель размещает информацию к размышлению, а также вопросы и контрольные задания на вики-странице, а учащиеся во время урока должны изучить статью и написать в обсуждении ответы на вопросы.
Один из крупных сайтов, на которых можно размещать сетевые проекты – Летописи.ру (www.letopisi.ru). Здесь организуются проекты самой разнообразной тематики – от учебных до социальных и краеведческих.
В заключение хочу привести слова Сеймура Пейперта «Люди учатся лучше в том случае, если они работают над созданием конкретного объекта и у них есть объекты для деятельности и для размышления над этой деятельностью».

Комментариев нет: