Предлагаем Вашему вниманию статью Куркиной Елены Викторовны
учителя информатики МОУ «Михайловская СОШ»
Бугурусланского
района Оренбургской области,
тьютора программ Интел «Обучение для будущего» и «Путь к успеху»:
Прежде чем говорить о применении Интернет-технологий на уроке, следует
определить, что понимать под этим термином. Если с Интернет-ресурсами ситуация
достаточно понятная (это ресурсы, расположенные в сети), то понятие
Интернет-технологий требует более конкретной детализации.
Интернет-технологии – информационные, телекоммуникационные и иные
технологии, а также сервисные услуги, на основе которых происходит деятельность
в сети или с помощью сети Интернет. Интернет-технологии в образовании
подразумевают обучающий эффект, а также коммуникацию между участниками
образовательного процесса.
Под приложениями (или сервисами) понимаем отдельные возможности или
способы использования сети. В данные момент мы можем пользоваться следующими
видами сервисов.
Электронная почта – служит для пересылки электронных сообщений. Работа
сервиса поддерживается как почтовыми серверами, так и клиентскими программами.
Телеконференции (группы новостей) позволяют вести через сеть дискуссии по
интересующим темам.
Списки рассылки используются для рассылки сообщений по определенным темам
с помощью электронной почты.
Всемирная паутина – в настоящее время это базовое приложение Интернет,
обеспечивающее доступ к гигантскому объему информации во всех возможных формах:
текст, графика, анимация, звук, видео. В основе Всемирной паутины (WWW) лежит технология
гипертекста. Совокупность web-страниц составляет web-сайт.
Онлайновые средства коммуникации пользователей обеспечивают чередующуюся
беседу в Интернет, обмен текстовыми сообщениями в реальном времени (чаты, Интернет-пейджеры).
Интернет-технологии позволяют обеспечивать учебный процесс:
-
поурочными учебными и учебно-методическими
материалами;
-
обратной связью между преподавателем и
обучаемым;
-
возможностью общения участников образовательного
процесса между собой;
-
доступом к отечественным и зарубежным
информационным и справочным системам;
-
доступом к электронным библиотекам;
-
доступом к информационным ресурсам ведущих
отечественных и зарубежных электронных газет и журналов;
Каким образом Интернет-технологии могут быть использованы на уроке?
Приведем несколько примеров.
1.
Изучение учебных материалов в электронном виде,
мультимедиа-материалов и общение учащихся между собой на форуме или в чате.
Такая модель, несмотря на технические сложности, вполне возможна и имеет
достаточно серьезный эффект.
Так, на занятии, посвященном подготовке печатной продукции (публикаций),
рассматриваются Интернет-ресурсы, связанные с материалами, которые следует
публиковать в СМИ. В чате Skype
учащиеся, по заданию учителя, должны оставить сообщение, содержащее главную
идею прочитанного ими в сети документа. Skype является бесплатной программой, имеет свободную лицензию,
может использоваться в образовательном процессе в качестве средства организации
голосовой связи и кратковременных многопользовательских чатов. Учащиеся изучают
ссылки, предложенные учителем и оставляют свои сообщения в организованном
учителем Skype-чате. В
начале урока на каждом компьютере они осуществляют регистрацию или вход в сеть skype под существующим
логином. После этого учитель присоединяет к чату всех присутствующих и выкладывает
задание и коллекцию ссылок.
Ссылки на тему «Что следует публиковать в СМИ»:
http://www.unhchr.ch/udhr/lang/rus.htm
- Всеобщая декларация прав человека
www.netoscope.ru/docs/2000/07/28/18.html
- Закон о средствах массовой информации
http://www.medialaw.ru
– вопросы взаимоотношения права и СМИ
http://www.yojo.ru/vazhno/vazhno_kodex_prof_etiki.htm
- кодекс профессиональной этики российского журналиста
Есть ссылки на статьи на английском языке. В
таком случае потребуется использовать переводчик. Можно дать задание учащимся,
увлекающимся иностранными языками, выбрать из иноязычных статей примеры
нарушения прав человека и нарушения свободы слова. Ссылки: http://vigilant.tv/article/3252, http://www.firstamendmentcenter.org/
Skype-чат затем можно распечатать и приложить в портфолио работ
учащихся. Такая форма работы является новой и интересной для учеников,
позволяет активизировать одновременно навыки работы с различными приложениями,
а также осуществлять быстрый и открытый контроль за работой учащихся.
Индивидуальные Skype-чаты,
так же, как и любые другие Интернет-пейджеры (ICQ, Mailagent и др) в этом случае
позволяют организовать контроль, позволив учащимся ответить на вопросы теста
или проверочной работы на месте, и ответы отправить преподавателю. Здесь Интернет-технологии
выполняют роль коммуникационного канала между учителем и учеником, что позволяет
разнообразить формы общения на уроке, создаст рабочую обстановку.
Применять такие
формы работы следует осознанно и целенаправленно, сочетая их с другими формами
контроля. Учитель при этом должен в совершенстве освоить программный продукт,
чтобы оказать учащимся своевременную техническую помощь.
2. Умение
учащихся работать с электронной почтой оказывается незаменимым в том случае,
когда требуется работать с материалами длительное время и формулировать
достаточно большой объем текста. Здесь можно обойтись без бумажных технологий и
отправить учителю письмо.
3. Одним из
базовых умений при работе в Интернет является умение пользоваться поисковыми
системами. Учащиеся должны знать список основных поисковых серверов российского
сегмента всемирной сети и несколько иноязычных.
45 минут урока
– достаточно небольшой промежуток времени, в течение которого учащиеся
выполняют множество видов работ. Поэтому, чтобы не тратить драгоценные минуты
урока, необходимо вооружиться умениями навыками поиска информации в сети.
Информатика в современной школе дает достаточно знаний по этому вопросу.
Поэтому на других уроках с применением Интернет учитель на навыках поиска не
останавливается, а дает задание, рассчитывая, что информация будет найдена в
течение урока.
Источники
информации в Интернете различают по формам представления информации и способам
доступа к ней: Web-страницы, файловые серверы, материалы конференций,
базы данных, новости средств массовой информации. В основном на уроках
используют информацию, представленную в виде web-страниц.
4. В настоящее
время быстро развивается такое направление теории обучения, как педагогика
сетевых сообществ. Оно базируется на следующих ключевых положениях:
-
Учение определяется инструментами и объектами, которыми
пользуется учащийся.
-
Учение определяется средой, в которой происходит освоение нового
знания.
-
Учение происходит в сообществе обмена знаниями.
-
Учение происходит через построение сети.
(Патаракин Е.Д. Социальные
сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. – М.: Интуит.ру, 2007)
Педагогика
сетевых сообществ развивается в тесной связи с сетью Интернет и напрямую зависит
от современной концепции развития паутины (Веб 2.0).
Веб 2.0
позволяет работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать
с массовыми публикациями.
Социальные
сервисы Веб 2.0 – это современные средства, сетевое программное обеспечение,
поддерживающее групповые взаимодействия. Эти взаимодействия включают:
-
Персональные действия участников и коммуникации участников между
собой
-
Записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов (Живой
журнал, блог и ВикиВики)
-
Размещение ссылок на Интернет-ресурсы и их рейтингование
(БобрДобр)
-
Размещение фотографий и альбомов
-
Размещение книг
-
Видеосервисы (youtube)
-
Географические сервисы (Земля Гугл, Викимания) и сервисы на их
основе (панорамио)
-
Обмен сообщениями (мессенджеры, пейджеры, скайп)
В
педагогической практике социальные сервисы могут найти широкое применение, при
организации информационной поддержки для педагогов по их использованию.
Блоги
(Интернет-дневники) – мощный инструмент для организации дискуссий, получения
консультаций, организации дистанционного обучения, для ведения школьных
дневников.
Видеосервисы
позволяют выкладывать для широкого доступа видеоматериалы, подготовленный
учащимися по теме, или же видеоролики о том, как группа работала над проектом.
Коллекция
закладок на БобрДобр (www.bobrdobr.ru) позволяет систематизировать ссылки, накопившиеся у
учителя или ученика за время его путешествий по сети. Если на уроке организуется
поиск информации или изучение предложенных учителем ссылок, то целесообразно
научить учеников составлению аннотированных каталогов в том или ином виде (в
виде текстовой страницы, таблицы Excel, списка «Избранное» в
браузере, или же рейтингованной системы ссылок на БобрДобр).
Из
перечисленных выше сервисов остановлюсь подробнее на двух – ГИС (геоинформационные
системы) и ВикиВики.
Рассмотрим
модель урока географии с использованием ГИС Google Earth
(Земля Гугл).
Геоинформационные
системы (ГИС) в современном информационном обществе уже достаточно часто
используются для работы с пространственной информацией. Задача современной
школы заключается в данном случае в подготовке учащихся к использованию ГИС в
повседневной жизни. Пытливые ученики, интересующиеся всем новым в области
информационных технологий, с удовольствием разглядывают карты Google
(GoogleMaps) и снимки Земли из космоса, предоставляемые сервисом Google Earth. В режиме изучения этого программного продукта они
выясняют, что означают условные обозначения на картах, как просмотреть фото,
ссылки на которые имеются на интерактивной карте. Сервис Google Earth тесно сотрудничает с другим сервисом Google
– Панорамио (www.panoramio.com ), который собирает и систематизирует фото достопримечательностей
со всего мира, и затем привязывает из к месту съемки на карте Google.
Учитель должен
относиться к ГИС, как к новому
интерактивному средству, которое поможет достичь целей обучения,
сформулированных в проекте федерального компонента образовательного стандарта
по географии. Необходимо сочетать учительскую демонстрацию и практическую
работу учеников. Технические средства, необходимые для работы с сервисом,
следующие: демонстрационный комплекс «компьютер+экран+проектор», наличие
широкополосного доступа в Интернет. Использование этого сервиса требует
достаточно высокой скорости канала связи, так как происходит загрузка большого
потока информации графического характера. Весьма успешно при этом
осуществляется интеграция географии и информатики как учебных предметов.
Как можно
сконструировать урок с использованием ГИС?
Во-первых, это демонстрации
карт Google при изучении нового материала, закреплении и обобщении
пройденного для иллюстрации расположения географических объектов, для повышения
уровня наглядности при изучении предмета.
ГИС, как
интерактивные средства обучения, позволяют регулировать глубину проникновения в
материал, предоставляя каждому возможность изучить дополнительные свойства
объекта или заинтересовавшие ученика соседние с ним объекты. Таким образом, такие формы работы облегчают
понимание учебного материала учениками.
Во-вторых, самостоятельная
работа учеников на интегрированных уроках дает хорошие результаты. Учитель
знакомит учеников с заданием, показывая на экране, каким образом с помощью ГИС
они смогут его выполнить.
Примеры
заданий: задания на поиск объекта, определение расстояний, выяснение характеристик
географического объекта; составление описания объекта или явления, объяснение
взаимного расположения объектов. Контролирующие задания могут носить
индивидуальный или фронтальный характер: показать объект на карте, заполнить
цифровую контурную карту, назвать отмеченные на карте объекты.
Приведем пример
комплекса Интернет-ресурсов для изучения темы «Африка» (география, 7 кл).
http://earth.google.com – интернет-сервис,
позволяющий увидеть практически любой уголок земного шара из космоса. Содержит
справочно-географические карты в сочетании с космическими снимками. В коллекции
имеются как снимки среднего и низкого пространственного разрешения, так и
снимки высокого разрешения крупных городов мира.
http://atlasphoto.iwarp.com/ - отечественный
каталог ссылок на зарубежные коллекции фотопейзажей по континентам и странам
http://atlasphoto.iwarp.com/africa/africa-e.html
- фото из Африки
http://www.3dflags.com/ - ресурс содержит
анимированные государственные флаги некоторых стран
http://panda.org/news_facts/multimedia/photogallery/list/index.cfm
- коллекции фото-, аудио- и видеороликов от Всемирного Фонда дикой природы. С
их помощью учитель сможет наглядно продемонстрировать ученикам редкие и
исчезающие виды животных и растений, создать образ удаленной за тысячи
километров особо охраняемой территории, показать негативные последствия
нерационального использования природных ресурсов;
http://www.durrell.ru/ - сайт с книгами Дж.
Даррелла – знаменитого исследователя живой природы Африки и Америки, писателя,
зоолога.
http://photography.nationalgeographic.com/photography/
- коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от
всемирно известного журнала National Geographic, помогут с высокой степени
наглядности проиллюстрировать изучаемые объекты и явления;
http://modis.gsfc.nasa.gov/gallery/index.php
- космические снимки поверхности Земли, выполненные аппаратом MODIS с
искусственных спутников Земли Terra и Aqua. Дают возможность сравнить объекты
на плоских бумажных картах и на реальных снимках и оценить погрешность переноса
изображения со сферической поверхности Земли на плоскость.
Глава,
посвященная Африке, включает в себя следующие темы: географическое положение,
история исследования, рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды, природные
зоны, население, страны, политическая карта.
На первых
уроках, посвященных общим сведениям о материке, целесообразно заинтересовать
учащихся и продемонстрировать как можно больше наглядного материала –
фотографий, иллюстраций. Затем, с помощью демонстраций карт Google Earth, акцентировать внимание на характеристиках территорий
и научить учащихся анализировать информацию, полученную из карт.
Задания для
учащихся:
-
Найти информацию о видах ландшафта Африки;
-
Выяснить какие виды природных зон встречаются на материке;
-
Найти информацию о национальных парках;
-
Описать животный мир Африки (иллюстрации);
-
Перечислить крупные портовые города Африки;
-
Охарактеризовать земледельческие районы;
-
Описать внутренние воды Африки;
-
Выяснить, имеются ли в Африке вулканы;
-
Перечислить пустыни Африки и найти их примерную площадь;
-
Найти зоны, наиболее привлекательные для туристического бизнеса
и др.
-
Сделать выводы из полученной информации.
Благодаря
красочным иллюстрациям Панорамио, выполнение заданий превращается в увлекательное
путешествие. Каждый абонент, разместивший фото на карте Гугл, имеет в своей коллекции
Панорамио множество снимков, которые тоже интересны и полезны ученикам.
Благодаря высокой степени наглядности, большому количеству иллюстраций, у
учащихся создается образ земли, столь далекой от них, и столь отличной от
нашей.
Также мощным
средством мотивации является интерактивность карт Гугл, то есть возможность
быстрого передвижения по ним и мгновенного перехода в любую выбранную точку
благодаря навигации или через панель поиска.
В крупных
городах (пока в основном американских и некоторых европейских) отражены названия
улиц, магазины, кафе, вокзалы. Российский сегмент ГИС Google Earth
пока не может этим отличиться, но развивается достаточно быстро. В настоящее
время можно увидеть достаточно подробные снимки областных городов РФ. В Африке
детально отражены на картах крупные портовые города и туристические центры
(Каир, Дакар и др.). При этом выполняется негласное правило – на снимках
местности, выставленных на общее обозрение, разрешение должно быть таково,
чтобы невозможно было различить черты лица человека и номер автомобиля. Учащиеся
при изучении сервиса отмечают, что некоторым снимкам уже несколько лет и с тех
пор произошли изменения. Например, в Москве уже нет гостиницы Россия, между тем
на карте Москвы в сервисе Google она имеется. Таким образом,
они углубляются в своих знаниях об устройстве информационных систем, о
процедуре их создания и функционирования.
Обобщение материала по пройденной
теме, разделу дает возможность опять обратиться к ресурсам ГИС Google Earth. Имея навык работы с
системой, учащиеся готовят итоговые отчеты по вышеперечисленным вопросам,
иллюстрируя их картами и фотографиями. Интерес у учащихся вызывает тот факт,
что они сами без проблем могут поместить фото на сайт Панорамио, а затем и на
карту Google. Для этого
нужно иметь качественное фото и пройти процедуру регистрации и рейтингования на
сайте.
Следующий вид Интернет-технологий, бурно развивающийся в последние годы –
технология ВикиВики. Термин wikiwiki
происходит от гавайского слова, означающего «быстро-быстро». ВикиВики – это
коллекция взаимосвязанных между собой записей, с возможностью коллективного
заполнения и редактирования. ВикиВики можно использовать в качестве средства
для организации совместной работы над коллективными проектами, можно сравнить
эту технологию с электронной доской, на которой может писать целая группа. При
создании текста авторы не отвлекаются на конструирование страницы, а
задумываются лишь над смыслом написанного. ВикиВики позволяет почувствовать
вкус гипертекста и освоить совершенно особую культуру написания нелинейных
электронных документов. Все чаще Вики рассматривается как эффективное средство
для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного
учебного курса.
Социальный сервис ВикиВики в учебном процессе может применяться в
различных вариантах.
1.
Представление, расширение, аннотирование учебных
материалов. Учащиеся могут оставлять заметки на полях лекции или документа,
обсуждать материал.
2.
Совместное создание виртуальных краеведческих и
экологических экскурсий.
3.
Коллективное создание творческих работ.
4.
Коллективное создание энциклопедий
В настоящее время увеличивается количество Вики-сервисов. Еще два года
назад количество учебных Вики-сервисов можно было пересчитать по пальцам
(Википедия, Летописи и др.). В сообществах до сих пор идут ожесточенные споры о
том, является ли Вики-культура корректной и следует ли доверять коллективному
разуму и ссылаться на вики-статьи при написании научных работ. В данный момент
существует множество тематических и региональных вики-сайтов, где каждый
заинтересованный человек может открывать свой вики-проект и присоединять к нему
свою команду.
Чтение и редактирование, а также творческая деятельность по созданию
коллективных документов, занимают достаточно много времени, поэтому в основном
работа над проектами происходит во внеурочное время. На уроках же рекомендуются
такие виды работ, как резюмирование, обобщение, обзор, защита проекта,
контрольные мероприятия с использованием дополнительных материалов, размещенных
в Вики-статьях.
Учитель размещает информацию к размышлению, а также вопросы и контрольные
задания на вики-странице, а учащиеся во время урока должны изучить статью и
написать в обсуждении ответы на вопросы.
Один из крупных сайтов, на которых можно размещать сетевые проекты –
Летописи.ру (www.letopisi.ru). Здесь организуются
проекты самой разнообразной тематики – от учебных до социальных и
краеведческих.
В заключение хочу привести слова Сеймура Пейперта «Люди учатся лучше в
том случае, если они работают над созданием конкретного объекта и у них есть
объекты для деятельности и для размышления над этой деятельностью».
Комментариев нет:
Отправить комментарий