1 марта 2012 г.

Игровая ситуация при обучении математике в детском саду


Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти.
 В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Но, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности  игровых методов и приемов.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:

- социальным заказом по развитию элементарных математических представлений у ребенка – дошкольника с момента дошкольного детства;
- возможностью совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста путем использования игровых методов и приемов на занятиях по математике.
Перед педагогами ставятся различного рода задачи, это:
1. Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление, а также умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. Вырабатывать  умение целенаправленно владеть волевыми усилиями.
3. Побуждать  познавательный интерес к математике.
Одним из условий качественного усвоения математических представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать у дошкольника на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности интерес к овладению знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность непосредственно образовательной деятельности, так как ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию, а значит, учится усваивать материал легко и основательно.
Когда непосредственно образовательная деятельность по математике проводится в игровой форме, это понятно и интересно детям. С каждым днём дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом непосредственно образовательная деятельность остаётся игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.
Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов.  В этом есть свои преимущества:
- во-первых, рисование, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста, вызывает живой интерес к заданию;
- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.
Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета.
Построение непосредственно образовательной деятельности по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном. Наиболее эффективному проведению непосредственно образовательной деятельности по математике способствует соблюдение следующих условий:
1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей  дошкольного возраста.
 2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
 3. широкое использование игровой мотивации;
 4. интеграция математической деятельности в другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
 5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
 6.развивающий характер заданий;
Внедряются  методы и приёмы активного обучения, где ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. В непосредственно образовательной деятельности  допустимо применять: игровые, проблемно-поисковые, частично-поисковые, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.   
Например:
Лепка цифр. Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце занятия, поскольку он может затянуться по времени.
Игра «Сложи из треугольников»  также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.
Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.
Порядковый счет
В процессе работы   порядковый счет можно сочетать его с практической работой через подвижную игру. Например, на физкультурных занятиях.  Первой, второй, третьей, четвертый по счету встанет… (Иванов…). Эти упражнения способствуют закреплению порядкового счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода существительного).
 Отгадывание и придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания не только из области математики, но и  информатики, русского языка, он обучается выполнять различные действия, развивается  память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
            Достижение целей и задач по математике осуществляется  с учётом следующих принципов:
принципа сознательности и активности, принципа доступности и индивидуализации, принципа систематичности и последовательности, принципа научности, принципа связи с жизнью, принципа развивающего обучения, принципа наглядности.
 Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений, можно получить хорошие результаты, а именно:
·          дети научатся выражать свои мысли словом,  озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);
·          станут уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению проблемных ситуаций, доказывать их;
·          расширится активный словарный запас в самостоятельной речи детей;
·          дети  будут иметь представление о прямом и обратном счете;
·          у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.
·         фразы и предложения станут более развернутыми и распространенными.
Таким образом, можем утверждать,  что  использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Динамика обучения показывает, что проведение непосредственно образовательной деятельности по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии математических способностей детей.
Методист  Л.В.Сайгина

Комментариев нет: