Математика для дошкольников позволяет одновременно
решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы
логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле
математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные
возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение,
абстрагирование, символизация), внимания, памяти.
В настоящее
время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают
как зарубежные, так и отечественные педагоги. Но, поскольку в дошкольном
возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития
элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен
при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых
методов и приемов.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:
-
социальным заказом по развитию элементарных математических представлений у
ребенка – дошкольника с момента дошкольного детства;
-
возможностью совершенствования качества развития элементарных математических
представлений у детей дошкольного
возраста путем использования игровых методов и приемов на занятиях по
математике.
Перед
педагогами ставятся различного рода задачи, это:
1.
Развивать у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание,
мышление, а также умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
2.
Вырабатывать умение целенаправленно
владеть волевыми усилиями.
3.
Побуждать познавательный интерес к
математике.
Одним из условий качественного усвоения математических
представлений является внимание, сосредоточенность, познавательная активность
детей. А развитие произвольности процессов обусловлено интересом ребенка к
деятельности, поэтому очень важно вызвать и поддерживать у дошкольника на
протяжении всей непосредственно образовательной деятельности интерес к овладению
знаниями. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени
повышает эффективность непосредственно образовательной деятельности, так как
ребёнок занимается в силу своего внутреннего влечения по собственному желанию,
а значит, учится усваивать материал легко и основательно.
Когда непосредственно образовательная деятельность по
математике проводится в игровой форме, это понятно и интересно детям. С каждым
днём дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом непосредственно
образовательная деятельность остаётся игрой, сохраняя свою притягательность.
Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче
адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он
пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере
раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.
Интерес детей дошкольного возраста проявляется к
игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам
игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая
героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной
заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых
персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к
математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.
Особенностью непосредственно образовательной
деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов. В этом есть свои преимущества:
-
во-первых, рисование, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности
детей дошкольного возраста, вызывает живой интерес к заданию;
-
во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает
руку.
Особую значимость имеет работа с природным раздаточным
материалом, который дает возможность разного обследования предмета.
Построение непосредственно образовательной
деятельности по математике базируется на основных современных подходах к
процессу образования: деятельностном; развивающем; личностно-ориентированном. Наиболее
эффективному проведению непосредственно образовательной деятельности по
математике способствует соблюдение следующих условий:
1.
учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей
дошкольного возраста.
2. создание благоприятной психологической
атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи
воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);
3. широкое использование игровой мотивации;
4. интеграция математической деятельности в
другие виды: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;
5. смена и чередование видов деятельности в
связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;
6.развивающий характер заданий;
Внедряются
методы и приёмы активного обучения, где
ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. В
непосредственно образовательной деятельности допустимо применять: игровые,
проблемно-поисковые, частично-поисковые, проблемно-практические игровые
ситуации, практические методы.
Например:
Лепка цифр. Как
показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь
приходит прием моделирования цифр из пластилина и ее украшение. Аналогично из
пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием
развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в конце
занятия, поскольку он может затянуться по времени.
Игра «Сложи из треугольников» также пользуется у детей успехом. В основе этой игры лежит работа
с детьми по образцу конфеты, сложенной из треугольников.
Игры с разноцветными прищепками стимулируют созревание клеток коры головного мозга путем механического
сдавливания подушек пальцев. Кроме того, из них можно сделать какой-либо
предмет: цветок, елочку, ежика, солнышко и т.д.
Порядковый счет
В процессе работы порядковый счет можно сочетать его с
практической работой через подвижную игру. Например, на физкультурных занятиях.
Первой, второй, третьей, четвертый по
счету встанет… (Иванов…). Эти упражнения способствуют закреплению порядкового
счета, правильному употреблению порядковых числительных в зависимости от рода
существительного).
Отгадывание и
придумывание загадок о геометрических фигурах, загадки-шифровки, полные ответы
на вопросы также способствуют упражнению детей в конструировании предложений.
Логические игры математического содержания воспитывают
у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и
умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,
характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка
умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные
решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи
необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная
задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо
понять, в чем тут хитрость.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание
ребенку знания не только из области математики, но и информатики, русского языка, он обучается
выполнять различные действия, развивается память, мышление, творческие способности. В
процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать,
читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для
этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Достижение целей и задач по математике осуществляется с учётом следующих принципов:
принципа
сознательности и активности, принципа доступности и индивидуализации, принципа
систематичности и последовательности, принципа научности, принципа связи с
жизнью, принципа развивающего обучения, принципа наглядности.
Систематически
внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических
представлений, можно получить хорошие результаты, а именно:
·
дети
научатся выражать свои мысли словом, озвучивать выполняемые действия (это плавный
переход от внутренней речи к внешней);
·
станут
уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению проблемных ситуаций,
доказывать их;
·
расширится
активный словарный запас в самостоятельной речи детей;
·
дети будут иметь представление о прямом и обратном
счете;
·
у детей
развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление.
·
фразы и
предложения станут более развернутыми и распространенными.
Таким образом, можем утверждать, что использование игровых методов и
приемов как средства развития элементарных математических представлений дает
положительный результат в развитии психических процессов и речи. Динамика
обучения показывает, что проведение непосредственно образовательной
деятельности по математике с использованием современных подходов, дает положительный
результат в развитии математических способностей детей.
Методист Л.В.Сайгина
Комментариев нет:
Отправить комментарий