3 мая 2012 г.

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку


МКУ «Информационно-методический центр»
управления образования муниципального образования
Оренбургский район
Оренбургской области
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ
К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 2011-2012 учебном году
Оренбург
2012 год
По итогам проведения пробного единого государственного экзамена по русскому языку информационно-методический центр управления образования муниципального образования Оренбургский район предлагает  методические рекомендации, которые следует использовать в организации работы при подготовке к ЕГЭ и ГИА с текущем учебном году и в 2012-2013 учебном году:

1.      Постоянная работа с сайтами, изучение нормативных документов, размещённых на них:

http://mon.gov.ru
Министерство образования и науки.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).
Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ).
http://obrnadzor.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
2.      Со следующими методическими материалами по мере их появления на сайте ФИПИ должен самостоятельно знакомиться каждый учитель русского языка, а также эти материалы должны являться предметом изучения и обсуждения на заседаниях методических объединений словесников школьного и муниципального уровня:
·   «Аналитический отчёт ФИПИ» последних лет, в первую очередь – 2011 г. (дата публикации на сайте – 19 августа 2011 г.);
·    «Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» (2011 г., когда появятся – 2012 г.).
3.      Основной составляющей успеха в осуществлении целенаправленной системной подготовки к итоговой аттестации с 5 класса является выбор современных УМК по русскому языку, вошедших в Федеральный перечень на 2011-2012 учебный год.
4.      Знакомство выпускников и родителей с нормативно-правовой базой единого государственного экзамена, с контрольными измерительными материалами:
·в начале учебного года проанализировать пояснения к Демоверсии, подчёркивая меру ответственности выпускника и значимость самостоятельной подготовки к ЕГЭ;
·особое внимание обратить на дополнительный абзац, внесённый впервые в Инструкцию по выполнению работы:
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.
Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.
С учащимися следует отработать алгоритм – за полчаса до завершения экзамена в обязательном порядке приступать к переписыванию (аккуратно, разборчивым почерком) текста сочинения на бланк, учитывая время на проверку чистовика.
5.      Внимательное изучение проекта КИМ текущего года, размещённого на сайте ФИПИ 19 августа 2011 года, и корректирующих изменений, вносимых в отдельные документы в сентябре-ноябре. После утверждения КИМ 2012 (обычно это происходит к середине ноября) необходимо детально проанализировать с выпускниками изменения и уточнения, внесённые в документы.
6.      В Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 года по русскому языку сохраняется структура предыдущего учебного года:
В разделе 1 определяется объём знаний по русскому языку, проверяемых заданиями КИМ. Перечень элементов содержания соответствует требованиям примерных программ по русскому языку для основной и средней (полной) школы.
Раздел 2 (Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по русскому языку) ориентирует на доминирующую идею федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку в старшей школе – речевое и интеллектуальное развитие.
7.      В Демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по русскому языку нашли практическое воплощение изменения, зафиксированные в Спецификации.
8.      В 2012 году в КИМ по русскому языку принципиальных изменений нет. Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом, уточнены формулировки и требования заданий. Изменения, касающиеся структуры, содержания, системы оценивания экзаменационных работ ЕГЭ 2012 г. по русскому языку:
·        Изменён формат задания А2: каждый пример автономен, что требует не только теоретического знакомства с лексическим понятием «паронимы», но и практического умения видеть и различать паронимы в речи, то есть активной работы по расширению лексикона учащихся.
·        Задание А26 перенесено на позицию А6 в блок заданий, проверяющих грамматические нормы. Перемещение отвечает логике построения заданий первого блока нормативность речи, не затрагивая содержания самого задания.
·        Уточнена формулировка задания С1. Сравнение формулировки 2012 года < Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) > с вариантом 2011 < Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента) > позволяет сделать вывод: с этого учебного года наличие аргумента из читательского опыта как обязательное требование к максимальному баллу за аргументацию прописано на уровне самого задания.
·   Уточнены критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом: критерий К2 – введены слова с опорой на исходный текст при оценивании комментария на максимальный результат – 2 балла, без опоры на исходный текст – на 1 балл. Принципиально нового в таком подходе к оцениванию данного критерия нет. Из Методических рекомендаций по проверке части С прежних лет: «Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер. Он может быть текстуальным, т.е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Другой вид комментария – концепционный. Здесь, опираясь на понимание проблемы, экзаменуемый даёт различного рода интерпретации. Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. В зависимости от того, к какому жанру ближе сочинение учащегося, проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть
• свободно прокомментирована учеником с опорой на предложенный текст;
• представлена при изложении собственной точки зрения с опорой на предложенный текст» (подчёркнуто мною).
·   Уточнен подсчёт слов в сочинении – сноска к примечаниям по проверке сочинения: «Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста».
9.      С 2010 года к основному тексту введена справка об авторе. Проверка работ 2011 года показала, что по-прежнему актуальна задача учителя - научить выпускников грамотно использовать данный материал в работе над сочинением, так как большинство экзаменующихся по-прежнему не способны извлечь полноценную информацию из сноски, либо игнорируя эти данные, либо просто списывая (см. уточнение по подсчёту слов).
10.  Критерии оценивания части С, размещённые в демоверсии, – основа работы по подготовке к написанию сочинения. Учитывая это, осуществлять проверку репетиционных работ следует только по критериальному варианту. В работе школьных и муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы, особенно в практикумах проверки по критериям, должен максимально использоваться опыт членов региональной предметной комиссии.
11.  Для наиболее эффективного тренинга заданий базового (часть А) и высокого (часть В) уровней необходимо использовать Открытый сегмент ФБТЗ, рекомендуя его и для самостоятельной работы учащихся. Выход осуществляется на сайте ФИПИ или через сайт ЕГЭ.
12.  Подготовку старшеклассников к сдаче ЕГЭ лучше осуществлять по пособиям, разработанным с участием ФИПИ.
13.       По-прежнему основными изданиями в процессе работы с выпускниками являются пособия следующих авторов: И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева, Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич, представленные в различных издательствах, в первую очередь, – «Астрель», «Национальное образование», «Интеллект-Центр», а также «Экзамен», «Легион» и др.
14.       Работая с любым из выше названных пособий, а также с допущенными РАО или Минобрнауки, необходимо сверять предложенный материал с КИМ 2012 года и вносить коррективы в случае расхождений. Серьёзное внимание следует обращать не только на количество пособий, решённых вариантов, но и, самое главное, на анализ ответов, на комментарии, составленные разработчиками КИМ.
15.       Следует обратить внимание на новые серии пособий (2011 г.) издательства «Дрофа»: «Готовимся к ЕГЭ», «Сдаём ЕГЭ», «ЕГЭ: шаг за шагом» (5, 6, 7, 8, 9, 10 классы), «Готовимся к экзаменам. ГИА».


Учебные пособия, помогающие в подготовке к ЕГЭ, позволяющие качественно осуществлять тренинг и промежуточный контроль:

автор
название
серия
год издания
1
под ред.
Цыбулько И.П.
ЕГЭ-2012 (ЕГЭ – 2011)
Русский язык: учебно-тренировочный комплект: практикум по подготовке к ЕГЭ.
М.: Национальное образование.
Весь практикум – комплект на 30 вариантов для тренинга и контроля.
ЕГЭ-2012.
ФИПИ – школе
2012
2
под ред.
Цыбулько И.П.
ЕГЭ-2012. Русский язык: сборник заданий. – М.: Национальное образование.
ЕГЭ-2012.
ФИПИ – школе
2011
3
под ред.
Цыбулько И.П.
ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые тестовые задания: 10 вариантов. – М.: Национальное образование.
ЕГЭ-2012.
ФИПИ – школе
2011
4
под ред.
Цыбулько И.П.
ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые тестовые задания: 30 вариантов. – М.: Национальное образование.
ЕГЭ-2012.
ФИПИ – школе
2011
5
Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Маслова И.Б., Соколова Н.В.
Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2012.: Русский язык. – М.: АСТ: Астрель.
ФИПИ
2011
6
Гостева Ю.Н.,
Львов В.В.
ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.
М.: «Экзамен».
ЕГЭ.
Тематическая рабочая тетрадь
2011
7
Сенина Н.А.
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие. – Р. н/Д: Легион.
Комплексная подготовка; 30 авторских учебно-тренировочных тестов.
Готовимся к ЕГЭ
2011
8
Егораева Г.Т.,
Серебрякова О.А.,
Сергеева Е.М.,
Белякова В.И.
ЕГЭ. Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ.
Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами.
М.: «Экзамен».
ЕГЭ.
Полный курс А, В, С
2012
9
Егораева Г.Т.

ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.
М.: «Экзамен».
ЕГЭ.
Практикум
2011



10
Назарова Т.Н.,
Скрипка Е.Н.
ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 2 (В).
М.: «Экзамен».
ЕГЭ.
Практикум.
2011
11
В.В. Львов,
Г.Т. Егораева, Л.И. Пучкова
ЕГЭ – 2012. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С). М.: «Экзамен».
ЕГЭ. Типовые тестовые задания.
2012
12
Пахнова Т.М.
Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 10 – 11 классы.
К любому из действующих учебников по русскому языку для 10 - 11 классов.
М.: «Экзамен».
Учебно-методический комплект
2010
13
Егораева Г.Т.
ЕГЭ. Задачник. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций. Варианты экзаменационных заданий. Подробные разборы заданий. Рекомендации по подготовке к экзамену. Теоретический материал. Алгоритмы действий.
М.: «Экзамен».
ЕГЭ.
Задачник.
2011
14
Александров В.Н.,
Александрова О.Н.
Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся.
М.: ООО «Русское слово – учебник».
Все части ЕГЭ, внимание сочинению.
Готовимся к единому государственному экзамену:
2010

ПОСОБИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ
(Комментарий проблемы. Аргументация. ЕГЭ 2012).
1.     ЕГЭ-2011. Русский язык: практикум по подготовке к ЕГЭ / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. (серия «ЕГЭ-2011. ФИПИ – школе).
ЕГЭ-2012. Русский язык: Актив-тренинг: выполнение заданий А, В, С / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. (серия «ЕГЭ-2012. ФИПИ – школе).
Тематический практикум по подготовке к выполнению задания с развёрнутым ответом.
Аргументация как речевая задача:
·        специфика аргументации;
·        виды аргументов в сочинении на ЕГЭ по русскому языку;
·        место аргументов в композиции сочинения;
·        классификация аргументов.
Тематический банк примеров формулировок, цитат и аргументов для написания сочинения.


2.     Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – М.: Интеллект-Центр, 2012. (Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012).
Рекомендации по подготовке по выполнению задания части С:
·        план написания сочинения-рассуждения по предложенному плану;
·        алгоритм подготовки к написанию сочинения-рассуждения с учётом плана и критериев оценивания;
·        образцы сочинений, написанных по предложенному выше плану в соответствии с критериями оценивания части С.
3.     Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий / ФИПИ (И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, В.М. Курятова). – М.: Интеллект-центр, 2011.
Основные типы заданий с развёрнутым ответом части 3 (С), особенности их оценивания, ответы выпускников на задания части С, комментарии к ним.
Разбираются типичные ошибки.
4.     Русский язык: учебное пособие / И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева. – М.: Дрофа, 2011 (серия «Сдаём ЕГЭ»).
Основные типы заданий с развёрнутым ответом части 3 (С), особенности их оценивания, ответы выпускников на задания части С, комментарии к ним.
Разбираются типичные ошибки.
5.     Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом. ЕГЭ. Часть С / Т.Е. Тимошенко. – М.: Дрофа, 2008 (серия «Готовимся к экзаменам»).
Минимум теоретического материала, большое количество практического материала.
Первая часть – общие навыки работы с текстом, вторая – создание собственного текста.
6.     Готовимся к Единому государственному экзамену: Русский язык: Виды вступлений и заключений к сочинению. Аргументы. Алгоритм написания сочинения: пособие для учащихся / Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова. – М.: ОО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
В пособии представлены примерные аргументы к высказываниям и проблемам. Памятка «Как составить аргументы к проблеме»; приводятся примеры аргументов (на 1 и на 3 балла) к социальным, нравственным, философским, семейным, экологическим и информационно-коммуникативным проблемам.
Приложение № 2. Высказывания, которые можно использовать для аргументации по отдельным проблемам.
Ключи:
Аргументы к высказываниям.
Аргументы к проблемам.
7.     Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
В разделе «Подготовка к сочинению» занятие 12 (Аргументация личностной позиции) представляет собой практикум, тренинг.
8.     Готовимся к Единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся / Т.А. Долинина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010.
Содержатся рекомендации по выполнению задания «Аргументация экзаменуемым собственного мнения», фрагменты художественных и публицистических текстов, объединённых по проблемам; приводятся тексты ученических сочинений (в полном объёме и во фрагментах).
9.     Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен», 2011 (Серия «ЕГЭ. 100 баллов).
Работа над сочинением, теоретический и тренировочный материал, образцы выполнения части 3 (С) с комментариями.
10.                       ЕГЭ-2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (серия «ЕГЭ. Практикум»).
Задания, языковые клише, справочные материалы по отработке навыков написания сочинения, отвечающего требованиям к части 3 (С).
11.                       ЕГЭ-2012. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Г.Т. Егораева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: издательство «Экзамен», 2011.
Раздел «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме»;
приложение 2 «Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.
12.                       ЕГЭ-2012. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). Тексты-аргументы / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (серия «ЕГЭ. Практикум»).
Большое количество текстов и задания к ним – определение проблемы текста, позиции автора, подбор аргументов к собственной позиции.
Многие тексты можно использовать в качестве литературного аргумента для доказательства своей позиции.
13.                       ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 3 (С) / О.М. Мамай. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»).
Практикумы по работе с текстом: умение формулировать и комментировать проблему текста с опорой на текст, умение выражать собственную позицию и аргументировать её.
14.                       ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение задания части 3 (С) / Е.С. Симакова. – М.: издательство «Экзамен», 2012 (Серия «ЕГЭ. 100 баллов).
Упражнения, направленные на:
·        формирование умения извлекать информацию из текста, в том числе диалог;
·        понимание текста через диалог с автором;
·        вычленение проблемы текста;
·        формулирование проблемы текста и аргументацию собственного мнения.
15.                       Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Ростов н/Д: Легион, 2011 (Серия «Готовимся е ЕГЭ).
Систематизация теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения-рассуждения; практические задания (большое количество схем и таблиц), разнообразные и оригинальные упражнения. Тренировочная тетрадь.
16.                       Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие / Т.И. Павлова, Н.А. Раннева, - Ростов н/Д, Легион, 2011. (Серия «Мастер-класс»).




Составитель: методист информационно-методического центра  Муструкова Юлия Сергеевна

Комментариев нет: