31 октября 2011 г.

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


1.  Сущность передового педагогического опыта
Педагогический опыт как результат практики является критерием истины: он либо подтверждает, либо отвергает те или иные нововведения. Этот опыт, как правило, результат творческих поисков педагогов, в нем сливаются воедино творческое, новаторское и в то же время традицион­ное начала.
Бывает и так, что некоторые учителя не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, преподаватель, желая добиться высоких результатов по своему предмету, проводит дополнительные занятия, задает много, сверх нормы, домашних заданий. Эта ра-
бота может принести сиюминутный хороший результат (т.е. будет реше­на текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: воспитание у учащихся познавательных инте­ресов и потребностей, формирование общественно ценных мотивов уче­ния (эта проблема, возможно, даже не осмыслена учителем).

Следует отметить, что новое - это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов также ненадеж­ный показатель передового опыта. Иногда за передовое выдаются псев­доноваторские и псевдопедагогические приемы, например, стремление заменить преподавателя техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, в частности заменой «второстепенных» уроков «главными»; диктаторские приемы воздействия на учащихся; за­вышение реальных показателей успеваемости и т.п.
Иные преподаватели добиваются высокой успеваемости по сво­ему предмету за счет дополнительных занятий; отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единственный и не главный признак мастерства и тем более не пе­редовой опыт. Отдельные учителя как бы невзначай интуитивно находят оригинальное решение некоторых сложных задач учебно-воспитательной работы. Хотя интуиция - это результат длительной практики, но и она не становится основой передового опыта, не представляет собой какой-либо системы, а проявляется как бы в момент «педагогического озарения» преподавателя.
Для выявления степени эффективности педагогического  определены: признаки объ­екта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необ­ходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного крите­рия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы кри­териев: первая группа - это те критерии, которые относятся к общепеда­гогическим (например, критерии проблемного обучения), вторая — крите­рии, которые касаются передового опыта как частного случая общепеда­гогических критериев (например, критерии проблемного обучения при­менительно к разным учебным предметам, в разных классах).
Признаки передового педагогического опыта таковы:
а) высокие количественные и главным образом качественные по­казатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным па­раметрам:
>      сформированность общественной направленности школьника, проявляющейся прежде всего в признаках коллективизма и общественной активности;
>      образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков - вычисли­тельных, графических, грамотного письма, и др.). Если же брать эти критерии не только по отношению к успеваемости, а более широко, в частности, по отношению к учебному процессу вообще, то необходимо отметить такие показатели, как сформированные у учащихся познавательные    интересы    и    потребности,    стремление    к    самообразованию, наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентаций в учебной деятельности;
>      воспитанность учащихся (по сдвигам в развитии у них общественно ценных личностных качеств и показателей общего развития). Имея в виду воспитательный процесс в более широком смысле, необходимо добавить такие показатели, как сформированность у учащихся обще­ственно значимых ценностных ориентации в деятельности, социаль­ных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании;
>      трудовой опыт, т.е. стремление и наличие необходимых умений в различных видах деятельности, практические навыки в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость), умение ана­лизировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рациональный подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных (вещественных) результатов трудового процес­са, рабочей операции;
б) оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образова­тельных и воспитательных задач);
в)             устойчивость-,   стабильность  опыта,  длительное   его   функционирование.    Даже    значительные    успехи    педагога    в    учебно-воспитательной работе, продолжавшиеся короткий срок и впоследствии не повторенные, трудно отнести к передовому опыту;
г)            возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширения этого опыта до массового;
д)            перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна;
е)            научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой опыт все­гда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо еще измерить, в какой степени каждый при­знак проявляется. Так, о познавательных интересах учащегося, сформи­рованных в результате особого подхода преподавателя к нему, можно говорить по таким признакам, как активность школьника на конкретном уроке, круг внеучебного чтения, участие в предметных олимпиадах, кон­курсах, регулярное слушание и просмотр теле- и радиопередач. Мерой при этом могут быть, в частности, точность и полнота ответов на вопросы преподавателя, число дополнений к ответам товарищей на уроке (по соб­ственной инициативе), вопросов к преподавателю, число и качество ре­шенных олимпиад, конкурсных задач (число и степень трудности не­решенных), число обращений учащегося к преподавателю за кон­сультацией и содержание его вопросов, число и содержание выступлений школьника перед товарищами с информацией, докладами (во внеучебное время) и, наконец, общая эрудиция учащегося, знание им материала, вы­ходящего далеко за пределы учебного курса.
2.  Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта
Этот вопрос охватывает организацию, основные формы и методы изучения, обобщения педагогического опыта. Взаимосвязь организации, форм и методов можно представить в виде следующей схемы:

Организационные единицы
Формы
Методы
Методическая секция Методическое объединение
Открытое занятие Научно-практическая конференция и др.
Наблюдение Беседа и др.


Любая организационная единица может использовать практиче­ски все формы и методы изучения и обобщения опыта: в каждой форме работы возможно разнообразие методов изучения этого опыта. Рассмот­рим отдельно каждую графу схемы.
Методическая секция или объединение - в них состоят пре­подаватели одного учебного предмета и одного профиля (одной или не­скольких соседних школ).
Цикловая комиссия объединяет преподавателей-предметников одного цикла.
Научная группа по изучению актуальных проблем педагогики за­нимается, например такими проблемами, как сравнительная эффектив­ность методов обучения; проблемное обучение; воспитание у учащихся активной жизненной позиции; формирование мировоззрения и т.п.
Научно-педагогический семинар действует систематически, на нем обсуждаются вопросы передового педагогического опыта, его изуче­ния, обобщения и внедрения.
Проблемная лаборатория включает педагогов разного профиля, увлеченных изучением общей проблемы, например, воспитанием у уча­щихся познавательных интересов и потребностей, ценностных ориента­ции и т.п.
Школа передового опыта предполагает участие в ней разных пре­подавателей, занятых изучением, обобщением и внедрением этого опыта.
Школа (университет) педагогического мастерства имеет целью пропаганду передового опыта главным образом в группе начинающих работать учителей.
Спецкурс по узким проблемам педагогики и педагогического ис­следования имеет целью систематическое и глубокое изучение узкого вопроса, он рассчитан как на опытных, так и на малоопытных преподава­телей, стремящихся изучать и обобщать педагогический опыт.
Научная экспедиция - этот способ организации изучения и обоб­щения опыта используется нечасто и для сравнительно небольшого числа педагогов; руководители же органов народного образования и методиче­ских центров (институтов усовершенствования учителей) часто органи­зуют научные экспедиции с целью монографического изучения и обоб­щения передового опыта всего педагогического коллектива школы или отдельных учителей.
Названные организационные единицы не исключают и другие спо­собы организации изучения и обобщения опыта. В каждой школе исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива избирают тот способ, который наиболее подходит на определенный учебный год.
Рассмотрим основные формы изучения и обобщения педа­гогического опыта.
Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-поспитательной работы. Эта распространенная форма изучения и обоб­щения опыта широко используется во всех школах. Посещая открытые снятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школы коллек-швно обсуждают, отмечают те стороны, которые действительно являют­ся передовыми, выявляют условия, при которых опыт конкретного педа­гога становится передовым и может стать достоянием других.
Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготови­тельная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные заня­тия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт, готовятся основные доклады и содокла­ды. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и усло­вий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об ис­пользовании передового опыта.
Научно-методическая и научно-практическая конференции -удачная форма изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собст­венный опыт, а также опыт коллег. Так, по общей теме конференции «Воспитание у учащихся любви к труду» отдельные докладчики могут рассказать о своем опыте на занятиях по разным учебным предметам или в различных видах внеучебной деятельности учащихся.
Педагогическая выставка, отражающая передовой опыт, напри­мер, дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образ­цы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.п. Педагогическая выставка организу­ется та,к же как составная часть форм изучения и обобщения опыта (кон­ференций, совещаний и т.д.).
Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. Он сначала выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на окружные чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т.д.
Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными.
Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практи­ки, материалами передового опыта.
Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения реализа­ции передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практи­ки передовые методы, приемы и организация учебно-воспитательной ра­боты педагога-мастера.
Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на год или на несколько лет. При изучении общей темы, например, «Активизация учебного процесса», рассматриваются более частные вопросы, такие, как компоненты учебного процесса; субъект и объект в учебном процессе и их взаимодействие; активность учащегося как одно из условий его успешного обучения; приемы активизации школьников на уроке. Изучается теоретический и методический литера­турный материал, анализируется личный опыт педагогов - участников семинара, делаются обобщения.
Практикумы по разработке методики изучения и обобщения пе­дагогического опыта. Если в школе есть группа учителей-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправданно проведение практикума: на его занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка ли­тературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, ме­тоды изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюдения и фиксация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.
Педагогические консультации могут быть устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.
Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, мо­нографий, методических разработок, памяток, инструкций и т.д. Обоб­щать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.
3. Этапы изучения и обобщения педагогического опыта
Повседневная учебно-воспитательная работа большей частью проводится многократно проверенными методами и потому традиционна. Но вот то один, то другой педагог начинает замечать, что в сложившихся и привычных формах и методах, приемах организации этой работы есть такие моменты, которые не удовлетворяют их, потому что недостаточно эффективны. И тогда начинается творческий поиск педагога-новатора.
Следовательно, первый этап изучения и обобщения педагогического опыта - обнаружение противоречия между сложившимися формами и ме­тодами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эф­фективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) пе-дагогической науки.
В соответствии с проблемой начинается поисковая работа (вто­рой этап) - выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-иоспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта. Затем составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта (третий этап): окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения. Здесь возможны два пути. Бывая на учебных и воспита­тельных занятиях, руководители школ, методических секций отмечают то положительное, что присуще данному педагогу, замечают и выделяют его особый стиль в работе, который обеспечивает успех. Вот это и становится предметом изучения и обобщения опыта.
В другом случае тема, которая будет изучаться, может заранее зада-ваться педагогам. К примеру, органы народного образования, руководители школы, заинтересованные в решении ряда вопросов подготовки учащихся к труду, могут рекомендовать преподавателям накапливать опыт в этом на­правлении, который потом будет изучаться и обобщаться. По своему уровню такая работа приближается к естественному эксперименту:
-   определяется последовательность изучения опыта;
- намечаются и конкретизируются методы исследования, во­просы, которые будут изучаться тем или иным методом;
- устанавливаются этапы работы и календарные сроки изуче­ния конкретных объектов;
- назначаются персональные исполнители (по какому вопросу должен обобщать материал каждый исполнитель).
На основе программы развертывается работа по сбору педаго­гических фактов и другого эмпирического и информационного материала (четвертый этап). Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, после­довательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).
Описанный опыт затем осмысливается (пятый этап): сопос-тавляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического про­цесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. Здесь уместно вспомнить мысль К.Д. Ушинского о том, что прямое заимствование опыта одного педагога другим без учета конкретных усло­вий пользы не принесет.
Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, тек­ста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п. (шестой этап).
Выводы, сделанные в результате обобщения опыта, проверяются и дополняются другими методами научно-педагогического исследования и в первую очередь через педагогический эксперимент; в обобщенный материал вносятся необходимые коррективы.
В результате такой пропаганды педагоги включают передовой опыт в свою практику учебно-воспитательной работы, с новых позиций переосмысливают свой новый опыт, стремясь сохранить творческую ин­дивидуальность, свой стиль и почерк работы: в педагогическую практику вносятся отдельные поправки.
Критерии передового опыта
1.            Высокие результаты обучения и воспитания.
2.            Высокие показатели успеваемости. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников.
3.            Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачи­вают школа и учитель для достижения определенного результата (на­пример, все усваивается учащимися на уроке).
4.            Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.
5.   Передовой педагогический опыт - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педа­гогический результат. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то нового, но, основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством.
Памятка по обобщению опыта учителя
1.                   Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
2.                    Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным разви­тием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
3.           Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
4.           Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Номожно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды само­стоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъ­яснениями.
5.           Набросайте краткий план темы (3—4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
6.           При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела
сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
7.           Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта -результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
8.           Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
9.           Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами,рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
10.    Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы,карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
11.    Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению
обучения и воспитания детей, молодежи.
Рекомендации  по  обобщению  передового  опыта
1.     Методика обобщения передового опыта.
1.1. Изучение деятельности учителя, длительное наблюдение за работой учителя, посещение уроков, внеклассных мероприятий и т.д.
- выявление передового опыта надо начинать с анализа качества  знаний, уровня воспитанности и сдвигов в общем развитии учащихся;
- выявить   способы,   приемы   управления   и   организации   по­знавательной деятельности учащихся, с помощью которых достигнут положительный опыт;
- выявить, нет ли перегрузки учащихся;
- определить, есть ли в передовом опыте элемент новизны, нет ли надуманных схем.
1.2. Определить, соответствует ли изучаемый и обобщаемый опыт крите­риям оценки передового опыта (журнал «Советская педагогика», 1977, №11; 1979, №8).
1.3. Обобщая опыт, описать и обсудить условия, при которых могут быть достигнуты оптимальные результаты на основе его применения.
1.4. Обсудить передовой опыт на педсовете, заседании методического объединения и т.д. Вынести решения.
1.5. В целях распространения передового опыта показать опыт в действии (открытые уроки, семинары, совещания)
- в методической «копилке» собрать тезисы выступлений, конспек­ты, доклады и т.д.;
-в методическом уголке школы иметь витрину (выставку) передо­вого опыта;
- материалы опыта наглядно оформить, представить в методкабинет.
2. Оформление обобщенного передового опыта.
2.1. Педагогическая характеристика учителя. Ф.И.О. Образование. Какое, когда окончил учебное заведение. Педстаж. Награды. Особенности личности учителя. В чем и как выразился педагогический успех в его работе. Общественное лицо учителя. Что можно рекомендовать из опыта работы учителя для распространения.
2.2.
 Конспекты уроков учителя (2-3 конспекта). Поурочные рабочие планы (4 урока). Фотографическая запись уроков (2-3 урока). Анализ 2-3 уроков (выписка из тетради для записи посещения уроков). План самообразования учителя. Доклад учителя на методическую тему по своему предмету, прочитанный на каком-либо уровне.
2.3.Фотографии, отражающие работу учителя с учащимися в кабинете, в школе, вне школы.

4 комментария:

Екатерина комментирует...

Спасибо!Единственный материал, который точно и ясно объясняет как обобщить пед. опыт. Спасибо. Полезно и интересно.

Тропина Антонина Вячеславовна комментирует...

И Вам спасибо! Мне приятна Ваша благодарность. Рада, что смогла помочь.

Анонимный комментирует...

Большое спасибо за такой полезный, а главное, доступный материал!

Анонимный комментирует...

Спасибо Вам за содержательную статью.
С уважением Любовь Борисовна.