Для организаторов учебно-исследовательской деятельности учащихся важно уметь оценить уровень сформированности исследовательской культуры школьника. Далее вы можете ознакомиться с критериями оценки:
ХАРАКТЕРИСТИКИ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
Критерий и его показатели | Уровни | Характеристика |
Мотивация исследования (интенсивность познавательной потребности, осознание ценности исследования, увлеченность исследования) | I уровень | Школьник не занимается длительное время умственной работой, не читает дополнительную литературу, а в случае затруднений предпочитает помощь учителя или сверстника; исследованием занимается, прежде всего, для получения отметки, любит решать типовые задачи по алгоритму; в эксперименте, прежде всего, привлекает внешний эффект |
II уровень | Школьник занимается эпизодически длительное время умственной работой, чаще всего не привлекая дополнительных источников: изучает новый материал для практических целей, получения профессии, сдачи экзамена; понимает значимость исследования для активного осмысления материала. Учебные исследования не часто вызывают у него интерес. Он любит решать простые и сложные задачи по алгоритму. В эксперименте его привлекают внешний эффект и возможность ответить на вопрос | |
III уровень | Ученик может подолгу заниматься умственной работой, привлекать дополнительные источники, понимать значимость новых знаний, проявлять интерес к необычным фактам. Он стремится найти оригинальный вариант решения проблемы с помощью учителя. При проведении эксперимента он охотно и осмысленно наблюдает за явлениями и процессами. | |
IV уровень | Для школьника характерно очень эмоциональное отношение к познавательной деятельности, он проводит частые и длительные занятия с интеллектуальными источниками. Ученик выполняет исследования, прежде всего с познавательной целью, проявляя желание привлечь эксперимент для проверки гипотезы, стремясь находить пути решения проблемы самостоятельно. | |
Технологическая готовность к исследованию (владение понятийным аппаратом исследуемого вопроса, умение и навыки использования методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда учащегося) | I уровень | Ученик очень слабо владеет понятийным аппаратом учебного предмета. При изучении нового материала он только с помощью учителя выделяет главные мысли; в решении задач нового типа немотивированно использует метод проб и ошибок. Познавательная деятельность ученика носит репродуктивный характер без опоры на основы научной организации труда. |
II уровень | У ученика часто возникают трудности в процессе понимания текста. При изучении новых понятий он пытается проиллюстрировать их смысл примером; при решении задач нового типа часто применяет ранее известные ему алгоритмы; в условиях работы с информацией концентрирует внимание на отдельных ее элементах, с трудом самостоятельно выделяет стержневые линии; приемы научной организации учебного труда чаще применяет в специально созданной учителем ситуации | |
III уровень | Школьник редко испытывает затруднения в построении понятий, он осмысливает определение через род и видовые отличия; при решении нового типа задач умеет осуществлять их анализ, применять различные методы и приемы мышления; в условиях исследовательской деятельности для него характерно стремление к планомерной систематической работе, использование рекомендованных учителем основ научной организации учебного труда. | |
IV уровень | Для школьника характерны тщательная работа с понятиями, выделение их главных структурных элементов (ключевых слов), стремление дать свою формулировку. В учебном материале такой школьник может выделить явные (видимые) и неясные противоречия. При решении задач нового типа он может провести анализ их условий, выдвинуть гипотезу для разработки способа ее решения. В поисках смысла изучаемого он стремится понять основные идеи, связать их с другими более общими. В учебном исследовании и других видах познавательной деятельности он охотно использует основы научной организации учебного труда, содержащиеся в различных источниках | |
Научный стиль мышления (осмысление структурных звеньев элементов собственных исследовательских действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционного результатов исследования) | I уровень | Научный стиль мышления самого низкого уровня у школьника проявляется в односторонности описания, объяснения, оценки явления, процесса, теории. Часто ученик ориентируется на внешние признаки познаваемого, он может осознавать, что действия сообразно здравому смыслу мало продуктивны, но что и как делать — не знает. Он испытывает затруднения (интеллектуальные, информационно-технологические, личностные) в использовании предоставленных учителем алгоритмов по осмыслению структурных элементов собственных познавательных действий, по обобщению предметного и операционного результатов познания |
II уровень | Научный стиль мышления второго уровня развития характеризуется фиксированием школьником у познавательных объектов противоположенных свойств. Однако, их рассмотрение идет без взаимосвязи, по схеме «либо-либо». Ученик осознает значение принципов научного стиля мышления. При предоставлении алгоритмов для осмысления структурных элементов познавательных действий, обобщении результатов познавательной деятельности он допускает ошибки. | |
III уровень | Ученик с этим уровнем развития научного мышления анализирует противоположенные свойства объекта по схеме «и то, и это». Противоположности им рассматриваются как отдельные, хотя и присущие данному объекту, стороны. Он следует нормам стиля мышления под руководством учителя, успешно обобщает результаты познавательных действий по представленному алгоритму. | |
IV уровень | При описании, характеристике явлений ученик стремится к синтезу противоположностей, указывает на доминирующие (главные) свойства, а также использует новые подходы, знание других предметов и методов научного поиска. Ученик самостоятельно руководствуется принципами научного стиля мышления как нормой: объяснения (раскрытия сущности явления на основе установления причинно-следственных связей, функций, установления различия и др.), простоты (реализация понимания единства и многообразия мира, например, упрощения объекта на основе использования модели), сохранения (выражение взаимосвязи и взаимообусловленности), наблюдаемости (отражение связи теории с практикой), соответствия (установление связей между прежней и новой теорией, указание способа перехода от новой теории к старой, а также к новым технологиям). Он осмысливает структуру собственных познавательных действий, а также успешно обобщает предметные и операционные результаты познавательной деятельности, в том числе учебного исследования | |
Творческая активность личности (уровень самостоятельности и преобладание идей и связей между ними, степень знакомства с историей науки и ее современными проблемами, экстраверсия научного обобщения) | I уровень | Ученик предпочитает репродуктивную познавательную деятельность. В специально организованной учебно-исследовательской (познавательной) деятельности он использует метод проб и ошибок или опирается на постоянную помощь учителя. Такой ученик не проявляет интерес к изучению проблем науки и ее истории за рамками программы, а в условиях работы исследовательской группы не инициативен. |
II уровень | Ученик умеет применять знания в аналогичной ситуации, но при этом не переносит полученные ранее способы решения познавательных задач и проблем в новой ситуации. Проблемы науки и ее история за рамками программы интересует его эпизодически, в условиях работы на уроке и выполнения индивидуальных заданий. | |
III уровень | Творческая активность ученика проявляется в умениях преобразовывать идеи, переносить методы познания в новую ситуацию, в желании дополнительно к программе изучать материал, отражающий историю науки и ее современные проблемы. Он может активно осуществлять исследования в творческой группе, участвовать в работе научно-практической конференции как докладчик | |
IV уровень | Творческая активность ученика проявляется в активном поиске оригинального, нового способа решения познавательной задачи, в умении самостоятельного преобразования идей, способов, алгоритмов, подходов. Стойкий интерес науки к ее проблемам ученик проявляет на уровне чтения дополнительной литературы, материалов сайтов сети Интернет, участия в работе лектория предметной секции ученического научного общества, научно-практических конференций, общения с учеными, педагогами, другими учащимися. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий