10 сентября 2011 г.

ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ



Кто виноват? Что делать?
Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу - настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг - явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% - эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Понятие школьной травли
Школьная травля, или буллинг (от англ. bullying -запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы од­ноклассников), - это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физи­ческую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Выделяют различные виды травли:
1)  вербальная (словесная) - насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;
2)  социальное исключение - бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребен­ком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.);
3)  физическое насилие - избиение, нанесение уда­ра, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание
 вещей и др.
Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться дли­тельное время, вызывая у жертвы длительные трав­мирующие переживания.
Как и у любого явления, у школьной травли есть причины, и они связаны как с внешними факторами (ситуацией взаимодействия, особенностями одно­классников, поведением взрослых), так и с лично­стными особенностями самих детей, включенных в ситуацию школьной травли.
«Я не понимаю, почему со мной в классе никто не хочет дружить? Надо мной постоянно смеются, обзывают».
«В моем классе учится мальчик, который постоянно становится объектом насмешек, Я как классный руководитель пытаюсь противодействовать этому, но ничего не получается». «Испытываю постоянную тревогу за дочку, когда она идет в школу. Возвращается домой то в слезах, то с изорванными учебниками, то в грязной одежде».

Причины школьной травли
Мы не можем обойти стороной биологические факторы, которые оказывают опосредованное влия­ние на действие человека.
Инстинкты человека, в частности влечение к аг­рессии, по мнению психоаналитика З.Фрейда и его последователей, во многом определяют поведение человека. По представлениям исследователей врож­денного поведения - этологов, первобытная иерар­хия явно или неявно пронизывает все наше общество. В относительно чистом виде мы можем наблюдать ее во многих детских коллективах, когда еще недоста­точно развита сознательная поведенческая саморегу­ляция. Возвыситься в иерархии проще всего, унизив окружающих. Вызывающее антиобщественное пове­дение некоторых подростков - проявление их иерар­хической борьбы. Однако, как бы ни были сильны эти инстинкты, их действие все равно преломляется через усвоенные ребенком нормы и правила общества. Нейрофизиологические особенности, отклонения в развитии и функционировании нервной и эндокринной систем могут приводить к высокой сте­пени раздражительности, эмо­циональной неустойчивости, неконтролируемой вспыльчи­вости.
В настоящее время увеличилась частота убийств и самоубийств  школьников, а также нервно-психических заболеваний на почве школьных взаимоотношений.
Однако для педагогов и ро­дителей важнее всего понять психологические причи­ны возникновения школьной травли.
На отношение ребенка к школьной травле, на его самоощущение и поступки влияет значимый взрос­лый. Под влиянием родителей, близкого окружения, а потом и учителей у ребенка формируется представ­ление о себе. Родители и дети находятся в достаточно сложных, эмоционально насыщенных отношениях: есть место похвале и порицанию, удовольствию и неудовольствию, гордости и стыду. Очень важно, как сам ребенок начинает интерпретировать события, связанные с эмоциональными переживаниями. На основе этих интерпретаций развиваются основные жизненные позиции, описанные американским пси­хологом и психиатром Э.Берном. В этих позициях от­ражено отношение ребенка к себе, к другим людям, а следовательно, его поведение.
Первая позиция: ребенок начинает считать себя неудачником (я плохой), а других - знающими, умеющими, лидерами (ты хороший).
Вторая: ребенок может во всех неудачах обвинять других, а себя воспринимать героем, страдальцем (я хороший, ты плохой).
Третья: при наиболее тяжелой семейной ситуации взаимодействия с родителями ребенок может прийти к позиции полного отрицания (я плохой, ты плохой), не доверять ни себе ни другим и никого не жалеть.
От установления этих позиций по отношению к себе и близким взрослым будет зависеть поведение ребенка со сверстниками. Ребенок с позицией «я пло­хой» все время неосознанно хочет облегчить чувство неблагополучия, а это может привести к неадекват­ной реакции на других детей: он может обидеть, посмеяться, толкнуть, т.е. играть роль обидчика. Эта же позиция в других ситуациях может привести к роли жертвы, когда ребенок, проявляя свое бессилие и «нехорошесть», провоцирует одноклассников на на­смешки.
Четвертая позиция: принятие окружающего мира (я хороший, ты хороший) не развивается спонтанно, она основана на размышлении ребенка над ситуа­циями общения с другими людь-                                      ми, на анализе своих поступков. Очень повезло детям, которым взрослые помогли проявить свою «хорошесть», создавая ситуации, где дети позитивно проявляли себя и убеждались в своей зна­чимости, а также в значимости других.
Приходя в школу со своим восприятием себя и других, ре­бенок начинает включаться в очень значимые для него отно­шения - отношения с учителем, которые могут вне­сти существенные изменения в его самовосприятие и взаимодействие со сверстниками. Замечательно, если происходит встреча с учителем, обладающим позитивным взглядом на себя и на других людей (если у педагога позиция «я хороший, ты хороший»). Такой учитель относится с пониманием к различным особенностям детей, одним своим поведением с уча­щимися задает в детском коллективе уважительный и миролюбивый стиль общения. В классе у такого учи­теля если и случаются эпизоды школьной травли, то они остаются только эпизодами.
Однако такие замечательные встречи происходят редко, так как и многие взрослые остаются на пози­циях «я плохой, ты хороший»; «я хороший, ты пло­хой»; «я плохой, ты плохой».
Учитель с негативным восприятием себя испыты­вает чувство незащищенности, негативно восприни­мает окружающих через призму своих стрессов и тре­вог, обращается к авторитарному стилю общения с детьми как к средству психологической самозащиты. Учитель с негативным восприятием других рассмат­ривает учеников исключительно как объекты воздей­ствия и чаще отмечает у них такие качества, как лень, недисциплинированность, неспособность и т.д., чем мечтательность, творческие способности, своеобра­зие познавательной сферы.
В книге Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспи­тание» выделены особенности стиля взаимодействия таких учителей с детьми. Эти педагоги будут:
°  Отрицательно реагировать на тех учащихся, кото­рые тебя не любят.
°  Использовать любую возможность, создавая для учащихся трудности, так как это не дает расслаб­ляться.
° Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи.
°  По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы.
°  Исходить из вероятности нечестного поведения уча­щихся на экзаменах.
°  Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни.
°  Стремиться к установлению жесткой дисциплины.
°  Увеличивать степень наказания учащегося пропор­ционально его вине.
Нередко такие учителя ведут себя чрезмерно же­стко, авторитарно, пытаясь защититься от учащихся агрессивностью. Подобный стиль поведения как раз и может спровоцировать в детском коллективе такое явление, как школьная травля.

Замечательно, если происходит встреча с учителем, обладающим позитивным взглядом на себя и на других людей (если у педагога позиция «я хороший, ты хороший»).
Взрослым важно помнить, что неприятные собы­тия в жизни ребенка скорее способствуют развитию враждебности и агрессивности, чем доброты и вни­мательности. При недостатке любви и заинтересо­ванности к ребенку со стороны взрослых его поведе­ние деформируется.
Следующая психологическая причина школьной травли: индивидуальные осо­бенности    самою    ребенка, его желание самоутверждаться и  невозможность сделать это в социально желательном на­правлении   могут   привести   к неблагоприятному   поведению. В любом человеке находит от­ражение его двойственная при­рода:   противоборство   между добром и злом, низменными и возвышенными чувствами. Для возникновения ситуации травли достаточно, чтобы в классе был хотя бы один человек, склонный самоут­верждаться за счет унижения других. А травля - явле­ние заразительное.
Цель многих школьных «преследователей» - ус­тановление контроля и превосходства над другими. Можно говорить, что их агрессия связана с возмож­ностью получения некоторой выгоды от своего по­ложения, а не вспышкой эмоций. Сам преследова­тель-обидчик сильных чувств в процессе травли не испытывает, ему часто даже безразлично, кто станет очередной жертвой.
Причины травли могут быть связаны с особен­ностями межличностных отношений между детьми, и возникает травля как сведение счетов. Ребенок,   играющий   роль   обидчика,   испытывает чувство враждебности, ведет себя агрессивно, часто находится в состоянии фрустрации. Это со­стояние возникает, когда на пути к желаемой цели встает препятствие. В детском коллективе это могут быть ситуации, когда один ученик не дает друго­му списать домашнее задание, не подсказывает на контрольной работе и т.д. В подростковой среде это может быть связано с отказом в дружеских отноше­ниях, с отвержением девочкой знаков внимания со стороны мальчика. В этом случае можно говорить не столько о целенаправленной травле, сколько об эмоциональных отношениях, выливающихся в травлю, так как сам обидчик испытывает сильные негативные чувства к жертве: злость, обиду, зависть и т.д.
Поэтому очень важно, чтобы у подрастающего че­ловека были сформированы другие способы поведе­ния в состоянии фрустрации. Это прежде всего уме­ние считаться с чувствами другого человека, а также способность переоценить ситуацию, переключиться на другую цель, найти иные способы для достижения своей цели.
Агрессивное поведение по отношению к одно­классникам может быть связано с социальным на­учением, когда дети и подростки усваивают опреде­ленные модели поведения, наблюдая их в своей сре­де, в телевизионных передачах.  Часто агрессивное поведение становится моделью для под­ражания. Так, американские исследователи обнаружили, что после просмотра чемпио­натов по профессиональному боксу (одобряемая обществом агрессия) увеличивается число убийств по сравнению с обычным уровнем.
Многочисленные исследо­вания свидетельствуют, что дети и подростки, осо­бенно с эмоциональной неуравновешенностью, часто моделируют насильственное поведение, демонстри­рующееся по телевидению в телепередачах и филь­мах.
Как отдельную причину можно назвать скуку. Без­деятельность ребенка в школе приводит к поиску ост­рых впечатлений, которые часто связаны с эмоцио­нальными реакциями обижаемых детей.

Важно осознавать многообразие причин школьной травли и понимать непростой характер этого явления. Но наибольшее значение для пре­дотвращения и профилактики школьной травли, несомненно, имеют детско-родительские отно­шения, а также отношения между учителем и учеником.

Психологические особенности участ­ников школьной травли
Для психологического анализа ситуации школьной травли важно рассмотреть такие психологические роли, как преследователь (или обидчик), жертва, спасатель. Эти роли в свое время были введены пси­хологом Карпманом для прояснения драматических ситуаций в общении между людьми. Вокруг главных участников находятся дети, не включающиеся в си­туацию - наблюдатели.

ЖЕРТВА
Эта роль у ребенка может быть эпизодической, а может быть постоянной на протяжении школьного обучения. Жертвой травли может стать любой ученик. Роль жертвы может иметь определенные аспекты в своем происхождении и поведенческих особенно­стях: белая ворона, чужак, глупый, маменькин сынок, не такой, как все и т.п. В причинах и особенностях травли маменькиного сынка и белой вороны про­сматриваются существенные различия.
Отметим особенности детей, которые чаще других становятся жертвами школьной травли.
Во-первых, это школьники с неразвитыми соци­альными навыками. По сравнению с теми, кто умеет общаться, отстаивать свое мнение, давать отпор обид­чику, дети с неразвитыми социальными навыками лег­че принимают роль жертвы (маменькины сынки и доч­ки). Обычно это ранимые, обидчивые ученики. Если такой ребенок начинает сильно реагировать (кричит, плачет, злится) на «шутки» задир, то, можно сказать, что мишень найдена. Наблюдать за ним обид­чику забавно и интересно, другую  жертву можно не искать.
Во-вторых, это дети, непо­хожие на других, с физическими недостатками, с яркими особен­ностями поведения, со своеоб­разными манерами и реакциями (не такой, как все).
Мишенью для насмешек и аг­рессии часто становятся учащиеся с особенностями поведения: замкнутые (интроверты и флегматики) или с импульсивным поведением. Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и преследователями, а нередко становятся теми и другими одновременно.
Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кри­вые ноги, вес тела (полнота или худоба) и т. д.
Однако более важной, чем внешние особенности, является способность ребенка к эффективному взаимодействию в ситуациях травли: спокойная реакция, встречный юмор, умение при необходимости дать отпор.
Третья группа риска по травле - это часто болею­щие школьники. Они обычно являются изгоями клас­са просто потому, что мало бывают вместе с другими, остаются вечными новичками (чужаками).
В-четвертых, это дети и особенно подростки с ярко выраженным собственным мнением, своими взглядами и ценностями, нонконформисты (белые вороны).
У ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем они могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте.

Обидчик
Обидчики, зачинщики травли, также имеют отли­чительные черты.
Во-первых, это дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания на­силием над самым слабым в классе.
Во-вторых, обидчиками становятся ученики, стремящиеся к лидерству, которые не могут самоут­вердиться в школе социально приемлемыми спосо­бами: за счет учебы, общественной деятельности, спорта, но претендуют на высокий статус в коллекти­ве.
И, в-третьих, это дети, пришедшие из семей, где процветают идеи шовинизма, ксенофобии и снобиз­ма.
Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.
Примеры
Роли обидчиков и жертв не являются  постоянными,  они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Матти   Юхан   Саари,   от­крывший  стрельбу  в  школе финского   города   Каухайоки и    послуживший    причиной смерти 10 человек, был жертвой школьных нападок, сообщили его знакомые фин­ской телерадиовещательной корпорации YLE.
По словам одного близкого знакомого Саари, юноша годами мечтал о том, чтобы открыть в школе стрельбу: «Над ним постоянно смеялись и по-всяко­му обзывали его. Многие считали его неприятным, странным и занудным человеком». Он добавил, что Саари мучили и в армии. У него были два друга, кото­рые хотели сообщить о Саари в полицию, но так и не сделали этого. По их словам, они пытались говорить с Саари о его проблемах, но все было напрасно. По
словам знавших его людей, незадолго до происшест­вия Саари производил особенно тяжелое и удручаю­щее впечатление. Он якобы говорил о том, что соби­рается покончить с жизнью.
Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая  жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неод­нородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спа­сателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.

Чтобы не сделать из своего ребенка ни жертву, ни обидчика, важно поддерживать у него адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок.

Классически   рассмотрена   ситуация   школьной травли со сменой ролей ее участников в замечатель­ном фильме Ролана Быкова «Чучело».
Очень важно отметить роль самой ситуации, когда неагрессивные и послуш­ные дети становятся настоя­щими преследователями, сами не осознавая своей новой роли. Очень показа­тельными в этом плане яв­ляются воспоминания На­дежды Ульяновой.
«Давай, снега ему за ши­ворот побольше», - кричала раскрасневшаяся Ирка, мутузя нашего общего одноклассника. Я тоже не от­ставала, добивая Лешку варежкой. Очень скоро мы всем классом повалили его в снег и «оторвались по полной»: сорвали шапку и закопали в сугроб, вырва­ли клок волос, отобрали перчатки и, что скрывать, просто побили. Наконец, учительница, наблюдавшая за нами в окно, махнула рукой: «Хватит». Лешка не плакал. Он насупился и зло смотрел на нас. Откопал свою шапку, собрал учебники и пошел домой. Мы с Иркой потопали в другую сторону ужасно гордые и довольные собой. Как же, приструнили однокласс­ника. У нас с Лешкой с первого класса вражда, он вечно заглядывал в мою тетрадку и списывал. За что и получал по голове учебником.
Но весь класс ополчился на него не за это. Про­сто Лешка не вписывался в привычные рамки. По мнению нашей учительницы, он слишком много ба­ловался, мешал вести уроки. Меры воздействия на­шей классной руководительницы не действовали. Она пришла в нашу школу недавно, еще не успела завоевать авторитет среди учителей. И Лешка в ее глазах стал террористом, всячески этот авторитет подрывающим. И в тот момент мне искренне каза­лось, что весь наш класс поступает правильно. А те­перь я понимаю - это был настоящий буллинг. Через три года мы с Лешкой участвовали в олим­пиаде по математике. Я заглядывала в его листок, и он не бил меня учебником. Наоборот, пару задач решили вместе».

Учитель с негативным восприятием себя испытывает чувство незащищенности, воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю общения с детьми как к средству психологической самозащиты.

Последствия школьной травли
Важно отметить, что сама ситуация травли при­водит к искажению формирование личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетво­рение - основное условие для нормального психического развития.
По результатам исследования норвежского психо­лога Дана Ольвеуса, у ребенка-жертвы могут возник­нуть проблемы во взаимодей­ствии с окружающими, причем эти трудности могут проявить­ся и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Герои­ня фильма «Чучело» Лена Бессольцева в отчаянии говорила своему дедушке: «Неужели я никогда не буду смеяться? Не­ужели жизнь прошла и больше ничего не будет? Я больше ни­кого не полюблю!»
Большинство     обидчиков часто не достигают высокой степени реализации сво­их способностей, так как привыкают самоутверждать­ся за счет других, а не в результате собственных уси­лий.
Даже психика сторонних наблюдателей подверга­ется изменению - у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.

Предотвращение школьной травли
Наверное, невозможно добиться того, чтобы ни­кто из детей на протяжении школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны свер­стников. Однако, как показывает практика, можно существенно снизить проявление агрессивности в школе.
Эта проблема связана с решениями на разных уровнях: на уровне государства - поддержка вос­питательно-образовательных программ; на уровне школы - введение правил, уставов; на уровне клас­сов - создание условий для эффективного общения и взаимодействия детей; на уровне индивидуального поведения учителя - внимательность в отношении взаимодействия детей и собственное позитивное от­ношение с ними.
В Норвегии 20 лет применяется (и с 2001 года имеет статус приоритетной общенациональной про граммы) разработанная ученым Ольвеусом про­грамма по созданию нормальной школьной среды: уважительной, теплой, с установленными границами поведения, но без карательных последствий наруше­ния этих границ. Применение программы Ольвеуса на 30-50% сокращает число жертв травли и снижает  уровень вандализма, воровства, пьянства и прогу­лов.
В настоящее время существует множество про­грамм в разных странах мира по предотвращению школьной травли. Во все этих программах есть общие пункты, такие, как:
•  регулярные анонимные опросы школьников о суще­ствовании травли;
•  обсуждение данной проблемы на классных, школь­ных и родительских собраниях;
•  разработка самими учени­ками кодекса поведения;
•  усиление внимания учите­лей к поведению детей на переменах и во дворе школы;
•  обучение учителей стратеги­ям профилактики травли.
Именно учитель должен вовремя заметить травлю, разобраться в ее причинах и прекратить ее. Очень важно обращать внимание на работу как с жертвами, так и с обидчиками. Учителя млад­ших классов могут использовать для профилактиче­ской работы пособие Е.И. Лернера «Я не дам себя обижать» по развитию у детей навыков уверенного поведения.
Для профилактики школьных травм, а также для развития у детей сочувствия к другим людям можно использовать средства искусства: чтение литератур­ных произведений, просмотр фильмов с их после­дующим обсуждением.
Есть разные способы, помогающие учителю нор­мализовать ситуацию между участниками травли. Поняв причины этого явления, можно включить как жертву, так и обидчика в новые для них социальные роли, которые дадут возможность этим детям про­явить себя и удовлетворить свои насущные потреб­ности в общении, признании.
Например, узнав, что один из зачинщиков посто­янных потасовок в седьмом классе является к тому же и негласным лидером, директор школы сказал: «А давайте он будет самым главным дежурным по школе, проверяющим посты». Поведение подростка изменилось, ему было где себя проявить, причем с лучшей стороны.
В профилактике и предотвращении школьной травли велика роль родителей. Чтобы не сделать из своего ребенка ни жертву, ни обидчика, важно под­держивать у него адекватную самооценку, не унижать, не превозносить, стараться обсуждать школьные дела и отношения, не вынося безапелляционных оценок. Нужно рассматривать поведение ребенка и его одно­классников с разных позиций, обучая умению встать на место другого, почувствовать его переживания и в то же время помогая научиться регулировать свои действия, не поддаваться на провокацию, сказать «нет», если необходимо, обратиться за помощью к взрослым. Ведь очень часто наиболее страшные эпи­зоды школьной травли разворачиваются или в самой школе, или рядом с ней, а жертва терпит побои и унижения, стесняясь привлечь к себе внимание.
Особенно важно со сто­роны родителей искрен­не интересоваться делами своего ребенка в классе, его ролями в классных делах, отношениями с однокласс­никами, учителями, более старшими и более младши­ми детьми. Они не должны отмахиваться, как от незна­чимого и несерьезного, от возникающих проблем во взаимодействии ребенка со сверстниками. Такое бесчувствие со стороны близких может привести к трагедии. В настоящее время уве­личилась частота убийств и самоубийств школьников, а также нервно-психических заболеваний на почве школьных взаимоотношений.
Проблема школьной травли серьезна и значи­тельна, разнообразие причин этого явления велико: от особенностей воспитания и внешней ситуации до индивидуальных особенностей детей и немотивиро­ванной агрессии.
Очень важно, чтобы школьная травля не станови­лась типичным явлением, а агрессия не рассматри­валась как норма поведения. Ведь еще есть надежда, что пластичная психика детей, развивающееся само­сознание подростков и мудрость взрослых помогут преодолеть последствия неадекватных ролей, кото­рые сознательно или вынужденно проигрываются многими людьми в своей детской и подростковой жизни.

Комментариев нет: