12 мая 2012 г.

Библиотека и гражданско – патриотическое воспитание

Статья Лысовой В.А., педагога-библиотекаря МБОУ  Нижнепавловская СОШ 
Оренбургского района

Тематическая беседа
"Сельчане фронту"
Приоритетные направления в  работе библиотекаря  с читателями - духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Проблема организации патриотического воспитания юных россиян сегодня в числе приоритетных государственных задач. «Невозможно говорить о патриотическом воспитании, - писал В.А.Сухомлинский, - без знания своей страны, без знания людей, прославивших ее». При проведении мероприятий, посвященных Году российской истории, как школьный библиотекарь,  использую  следующие формы подачи материала: уроки мужества, беседы-путешествия, литературная гостиная.
Книжная выставка
 "Память поколений"
В организации и проведении мероприятий мне помогают члены творческого объединения «Меридиан», руководителем которого являюсь в течение 10 лет. 
В мероприятиях, посвященных Великой Победе, использую краеведческий материал. Для учащихся среднего и старшего звена   проводились уроки мужества «Земляки – герои фронта», «Золотые звезды Оренбуржья» с использованием музейных экспонатов.
 Во время презентации материала  «Дни воинской славы» периода Великой Отечественной показывали документы, награды из семейных архивов жителей села.  Такие мероприятия помогают учащимся установить связь между событиями истории России  и малой родины, выявить роль отдельной семьи, человека в истории Оренбуржья.
Предлагаю коллегам сценарий литературного вечера «Судьба поэта – героя», посвященного М.Джалилю.


Сценарий литературного вечера «Судьба поэта - героя», посвященного М.Джалилю.
Оформление: портрет поэта, выставка книг, публикаций, цитаты.

Учитель. Мы собрались сегодня в литературной гостиной и наша встреча будет посвящена человеку легендарному, поэту героической судьбы. Муса Джалиль выдающийся татарский поэт, пламенный патриот интернационалист. Он единственный в нашей стране писатель, который одновременно удостоен двух высших государственных наград - звания Героя Советского Союза и звания лауреата Ленинской премии. Говоря о Мусса Джалиле, мы с признанием говорим об Оренбуржье. Оренбургская земля его вскормила, взрастила и воспитала.

Ведущие вечера 4 ученика, читают поочередно.
1. Муса Джалиль родился   15  февраля  1906  года в деревне Мустафино Шарлыкского района в многодетной семье бедного крестьянина Мустафы Залилова. Там же получил начальное образование.

2.    Затем  мальчик   2   года  учился   в  знаменитом   Оренбургском   медресе «Хусаиния».   Это   духовная   школа   для   татарских   детей,   где   кроме божественных преподавались и светские науки.

3. В 13 лет Муса начал писать стихи, по его инициативе в родной деревне была организована детская коммунистическая организация. Вскоре его стихи стали печатать в оренбургской газете «Кызыл юулдус», которая выходила при политическом отделе Туркестанского форнта. (стр. 15 «Юность М.Д.» Альтова).

4. С 19 лет Муса находится на руководящей комсомольской работе в Оренбуржье, а в 1927 году он переезжает в Москву в связи с избранием его членом татарско- башкирской секции Центрального Комитета комсомола.


1.В эти годы он был в самом центре жизни молодой страны, организовал и редактировал детские и юношеские издания, читал лекции на заводах. «Я не в обиде. Молодости пыл Я отдал дням, что в битве закалялись. Я созидал, и труд мне сладок был, И замыслы мои осуществились».(М.Джалиль)
2. Джалиль успевает работать, учиться, он заканчивает литературный факультет Московского государственного университета. Именно с этой поры литературный труд становиться главным занятием для Мусы, хотя профессиональным писателем он не был.
(Чтение стих. «Родник»)
3. Поэту доверили руководить Союзом писателей Татарии, он пишет лирические песни, сотрудничает с театром оперы и балета в Казани. При этом он не забывает родное Оренбуржье, присылает книги и репертуарные сборники на родном языке.
4.Война одним ударом перечеркнула творческие планы. Муса Джалиль неоднократно обращался с просьбой взять его добровольцем на фронт. С апреля 1942 года он политрук Красной Армии, затем на Волховском фронте сотрудник армейской газеты «Отвага».
1.26 июня 1942 года старший политрук Залилов с группой бойцов и офицеров пытался вырваться из окружения. Был ранен, потерял сознание, а первое, что услышал Муса, придя в себя, голос немецкого солдата, пересчитывающего пленных.
2.   Настали страшные дни плена. Под фамилией Гумеров поэт вел работу среди военнопленных -  читал  антифашистские  стихи,   поддерживая  слабых  своей неистребимой верой в победу. Стихотворение «Прости Родина» написано в числе  первых в немецких застенках.
( чтение стихотворения, комментарий учителя)
3.   Шуточные веселые озорные стихи поэта «Влюбленный и корова», «Любовь и насморк», «Случай в поезде». Год рождения -1943, место -- Польша, Радомский лагерь. Эти стихи делали великую работу: они возвращали почти обреченных людей на родину, возвращали им детство, юность, озорство, силу духа, ставили их в ряды борцов.
                           ( чтение стихов)
4.   Гитлеровцы в Польше сформировали из военнопленных волго-татарский легион, чтобы бросить его против наступающей Красной Армии, против наших войск. Им не удалось это сделать, потому что так основательно поработала в легионе подпольная организация, которую в условиях строжайшей конспирации создали известный татарский поэт Муса Джалиль и его соратники.
1.   Стихи Джалиля оказывали огромное воздействие на советских военнопленных. Его строки заучивались наизусть, переписывались. В условиях, когда немцы всеми силами внушали , что на Родине их отныне считают предателями и иного выхода, кроме как сотрудничать с фашистами, у них нет, стихи о верности воинскому
долгу были для пленных большой моральной поддержкой, (чтение стихотворения  «Другу»)
2.   Всей жизнью последних лет Джалиль дал людям пример бесстрашия, образец верности высоким идеалам. Плен, жизнь в концлагере.  Разные люди по-разному переживают такие условия, и не каждый способен выстоять. Не выжить, а именно выстоять. Джалиль выстоял легче других потому, что с ним была его поэзия, та удивительная возможность с помощью слова  вызвать к жизни любой образ, любую картину прошлого или будущего, всерьёз задуматься и размечтаться. (чтение  «Утешение»)
3.   Стихи Джалиля не только уводят в светлый мир счастья и любви, не только дышат ненавистью к врагу - это стихи философа и мыслителя, человека, знающего цену истинным категориям добра и зла, света и мрака. (чтение  «Мечта»)
4,  Группа   подпольщиков   распространяла   листовки,   устраивала   побеги    из концлагерей, вела подготовку к восстанию. Уже намечались планы захвата оружейных складов, уничтожения охраны, наиболее безопасные пути движения. Но предатель выдал борцов гестапо. Джалиля и его товарищей арестовали и бросили в мрачные узкие, как каменные гробы, камеры Моабитской тюрьмы. Их долго и страшно пытали.(«Варварство»)
1.     Но даже после жестоких пыток Мусса Джалиль находил в себе силы взяться за перо и в его маленьком блокноте появились новые стихотворения. Нужно было особое  мужество,  чтобы,  предчувствуя  гибель  в  фашистском  застенке, воодушевлять людей такими строками:
«Лишь тот побеждает
в бою до конца,
Чья вера в победу
упрямее стали».
2.   7 февраля 1944 года руководителей подполья судил в Дрездене военно – полевой суд. 25 августа смертный приговор приведен в исполнение. Незадолго до казни Муса Джалиль написал стихотворение, которое облетело весь мир.(чтение стих. «Мои песни»).
3.   Правда о героическом подвиге Джалиля в фашистском застенке пришла к нам не сразу. О нем не было никаких сведений, даже его считали предателем. И лишь когда из каменных мешков берлинских тюрем до нас дошли блокнотики со стихами, объединенными в «Моабитскую тетрадь», подозрение было снято. («Не верь»)
4. Всего в заключении поэт написал 125 стихов. До нас дошли 93 произведения поэта - героя. Башкирский писатель Кирей Мэргэн сравнил поэта с Прометеем: «Мусса Джалиль своим подвигом поднялся выше Прометея, продолжал раздавать огонь своей неугосимой души и будучи прикованным к каменной стене Моабита! В этом его сила, в этом его бессмертие!»
Заключительное слово учителя. Мусы Джалиля давно нет с нами. Но его поэтический подвиг и мученическая смерть до сих пор волнуют современное поколение. Его стихи – яркое доказательство нерушимости и могущества, величия и непокоренности народа.
«Если кровь твоя
за родину  лилась,
Ты в народе не умрешь джигит,
Кровь предателя
струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой -
       Мужество останется в веках».
Сценарий мероприятия подготовлен педагогом-библиотекарем Лысовой В.А., учителем русского языка и литературы Фаст О.Н.

Комментариев нет: