10 сентября 2011 г.

Об участии в областном конкурсе "Лучший школьный двор - 2012"


Областным детским эколого-биологическим центром (г. Оренбург) ежегодно проводится конкурс "Лучший школьный двор". В июле 2011 года были подведены итоги районного этапа конкурса. Лучшие работы ОУ были направлены на областной конкурс. Победителями стали Чернореченская и Чебеньковская школы. Интересные конкурсные материалы подготовила Чкаловская школа. С сожалением приходится отмечать низкую активность ОУ. Управление образования Оренбургского района настоятельно рекомендует всем ОУ принять участие в конкурсе "Лучший школьный двор-2012". 
Основными критериями оценки являются функциональность пришкольной территории (её соответствие задачам учебно-воспитательного процесса: спортивная зона, учебно-опытный участок, зона отдыха и т.д. в зависимости от особенностей школы) и эстетика её оформления.
Содержание и форма подачи конкурсного материала не регламентируются жёстко. Однако, одним из условий является наличие проекта по развитию пришкольной территории. В качестве примера такого проекта предлагаю Проект «Школьный дворик».


(вариант реализации предпрофильного обучения)
Организация проекта
Необходимость благоустройства пришкольного уча­стка, особенно в условиях села, является бесспорной. С этой целью педагоги­ческому, ученическому коллективам имеет смысл взяться за реализацию проекта «Школьный дворик». В течение одного учебного года в результате ак­тивной целенаправленной деятельности администра­ции школы, педагогов, учащихся и их родителей вполне возможно изменить участок земли, прилегаю­щий к школе.
Организатором проекта может стать инициативный штаб, в состав которого входят инициаторы — педа­гоги и учащиеся, а также наиболее инициативные ро­дители. В состав членов штаба должны войти представитель администрации школы, пред­ставители от учителей начальной школы, учителя био­логии, географии, математики, технологии, учащие­ся от каждой возрастной группы (5-11-е классы). Ра­бота штаба должна регулярно освещаться в стенной печати, поэтому в его состав следует включить чле­нов школьной редколлегии (редактора школьного ра­диоузла или школьного телевидения). Штаб выбирает стратегическую линию благоустройства школьного участка. При этом необходимо отве­тить на следующие вопросы:
·        Каковы основные функции школьного участка: эс­тетические, обучающие, оздоровительные?
·        Как эти функции реализуются сейчас и как мы хоте­ли бы, чтобы они реализовывались?
·        Каким должен стать школьный участок? Какие из­менения необходимо произвести на школьном участ­ке?
·        На какие средства может рассчитывать школа?
·        Кто может помочь школе в реализации проекта
«Школьный дворик»?
Члены штаба на основании выработанных решений предлагают условия конкурса на проект лучшей пла­нировки школьного участка для основной и старшей школы с учетом возрастных возможностей учащихся. Основная часть работы над проектами выполняется учащимися непосредственно на уровне класса. По желанию учащиеся могут работать индивидуально или группами по 2-4 человека.
В список требований, которым должен отвечать про­ект, могут входить следующие позиции:
·        Школьный участок в проекте озеленения должен иметь единую композицию.
·        Все деревья и кустарники, растущие на школьном участке, должны быть сохранены и включены в общий план проекта.
·        Желательно использовать различные виды художе­ственного оформления: садовые скамейки, вазоны, альпийскую горку, водоемы, вертикальное озелене­ние, живые изгороди для хозяйственной зоны, где обычно располагаются мусорные контейнеры.
·        Создание объектов зеленого строительства долж­но быть посильным для учащихся школы.
Этапы реализации проекта
1 этап: формулирование общей цели проекта.
Цель: декоративное оформление пришкольного участка.
2 этап: определение задач, которые необходимо решить для достижения общей цели.
·        Создание инициативного штаба, задача которого координировать всю проектную дея­тельность.
·        Составление плана школьного участка.   Эту работу можно выполнять на уроках географии в соответ­ствии с учебной программой в теме «Топографичес­кий план местности». Топографическим объектом при
этом может стать школьный участок.
·        Разработка технических требований к проекту: со­ставить примерный перечень инструментов, строи­тельных материалов, органических удобрений и дру­гих материалов, которые потребуются для создания
«объектов зеленого строительства».
·        Решение вопроса на уровне администрации шко­лы об установлении ограды по периметру школьно­го участка. Сбор информации об имеющихся под­земных коммуникациях на пришкольной территории.
3 этап: Организация и проведение общешкольного конкурса на лучший проект благоустройства школьного уча­стка.
4 этап: Выбор лучшего проекта (проектов). При обсужде­нии и выборе лучшего из проектов следует обратить внимание на оригинальность, проработанность каж­дого элемента композиции и на реальность осуще­ствления запланированного.
Класс, разработавший лучший проект благоустрой­ства территории школы, награждается памятным подарком. Материалы проекта, победившего в кон­курсе, должны быть представлены в стенной печа­ти (на школьном радио или телевидении). По ходу знакомства всех учащихся с проектом, победившим в конкурсе, его содержание может дорабатываться и детализироваться за счет замечаний и новых пред­ложений, поступающих от учащихся и педагогов школы.
5 этап: Члены штаба проводят анализ сложности всех объектов композиции, которые предстоит создать, и на основе этого распределяют объекты (цветоч­ные композиции, дорожки, объекты живой архитек­туры и т.д.) между классами начальной, основной и старшей школы. Каждому классу школы выделяет­ся по одному объекту композиции и определенный
участок территории, на котором школьники будут выполнять свою работу.
Одновременно на административном уровне при участии учащихся старших классов готовится пе­речень материалов и инструментов, необходимых для работы, и производится закупка необходимого оборудования.
6 этап: Подготовка основы для создания композиции. Штаб организует выравнивание школьной территории (при необходимости и возможности сделать это) и обозначает исходные точки проекта на местности.
Ими могут быть углы здания школы, столбы, высокие деревья и другие предметы.
Выполнение проекта на уровне класса
Учащиеся каждого класса школы разрабатывают классный проект оформления пришкольного участка (или определенной его части). Каждый классный про­ект должен иметь свое название и девиз. В качестве примера можно предложить следующие варианты названий.
Для начальной школы
1. «Цветочная рассада — наш подарок школе».
2.  «Чудо природы — прорастание семян».
3.  «От семечка до цветочка».
4.  «Календарь природы».
5.  «Оранжевая клумба» (ноготки, настурция).
6.  «Мое солнышко» (выращивание подсолнуха).
7. «Белый (розовый, рубиновый) газончик» (белый, розовый, красный клевер).
Для основной школы
1.  «Многоцветье весны».
2.  «Газон и солитеры».
3.  «Живописный пейзаж».
4. «Осенние краски».
5.  «Мавританский ковер».
6.  «Декоративное оформление хозяйственных объектов» (элементы вертикального озеленения).
7.  «Овощные клумбы».
8.  «Однолетние орнаменты» (вдоль школьных доро­жек).
9.  «Цветочное оформление партера» (для параллельных классов).
10. «Полянка».
11. «Аптекарский огород».
12. «Лунный календарь и всхожесть семян цветочных культур».
Для старшей школы
1.  «Живая архитектура».
2.  «Цветы в контейнерах и вазонах».
3.  «Партерная клумба».
4.  «Спортивная площадка».
5.  «Искусственный водоем».
6. «Русский ситец».
7.  «Живая изгородь»,
8.  «Школьные дорожки».
9.  «Клумба «Школьный календарь».
10. «Альпийская горка».
11. «Скамейка под сиренью».
В начальной школе выполнение проекта следует про­водить в форме коллективной работы. В основной и старшей школе учащиеся самостоятельно решают вопрос, в какой форме будет осуществляться класс­ный проект: коллективно, по группам или индивиду­ально.
Разработанный проект выполняется путем после­довательного осуществления перечисленных ниже этапов.
Первый этап: формулирование названия проекта и его цели.
К цели проекта предъявляются определенные требо­вания: она должна быть реальной, целесообразной и иметь эстетическую направленность,
Второй этап: планирование работы в виде формулирования за­дач, которые следует решить для достижения цели проекта.
- Во время подготовки к конкурсу учащиеся знако­мятся с основами цветочно-декоративного оформления территории: с классической регулярной и ланд­шафтной формами планировки, с элементами садо­во-паркового дизайна. Педагоги по биологии и техно­логии должны проконсультировать учащихся по воп­росу сбора информации по теме конкурса, использо­ванию справочных и периодических изданий, ТВ пе­редач, рекламных буклетов, освещающих вопросы благоустройства земельных участков.
- Организация обучения учащихся основной шко­лы по теме «Элементы садово-паркового искусст­ва» в рамках образовательной области «Техноло­гия».
- Подготовка эскиза цветочной композиции и пояснительной записки к нему, красочное оформление эскиза на бумаге в виде схемы. Расчет количества растений, необходимых для создания объекта.
- Проведение подготовительных работ: покупка се­мян цветочных культур, посадочного материала; за­готовка емкостей для выращивания рассады; вы­
бор состава почвосмеси и ее приготовление; изу­чение условий, которые необходимо создать для
цветочных культур и рассады, выбранных для ком­позиции.
Третий этап: выращивание качественной цветочной рассады.
- Проведение посева семян.
- Создание оптимальных условий для роста и развития сеянцев.
- Проведение пикировки сеянцев.
- Организация регулярных фенологических наблюдений за ростом и развитием рассады.
- Соблюдение технологии выращивания рассады (полив, поддержание светового и температурного ре­жима, подкормка).
Четвертый этап: регулярное обсуждение результатов выращива­ния рассады с целью уточнения задач и исправле­ния ошибок.
Пятый этап:        создание «объекта зеленого строительства» на школьном участке по разработанному эскизу и уход за ним:
- подготовка почвы для посадки рассады;
- перенесение схемы цветочной композиции, со­ставленной на бумаге, на участок земли, выделен­ный классу;
- посадка цветочной рассады по схеме композиции;
- регулярное ухаживание за созданным «объектом зеленого строительства»: полив, подкормка, про­полка.
- участие школьников в занимательных конкурсах, тематических вечерах, посвященных выращиванию растений.
Во время выполнения классных проектов следует организовать развивающие мероприятия типа кон­курса рисунков на тему «Наши цветы» для учащих­ся начальной школы или занимательных вечеров и конкурсов по темам «Цветоводство», «Садово-пар­ковое искусство», «Ландшафтное земледелие" для учащихся основной и старшей школы. Кроме того, имеет смысл сформировать фотоальбом (в началь­ной школе — с помощью родителей учащихся) по теме «Цветы вокруг школы», а на основе записей в рабочих тетрадях и дневниках наблюдений создать классный дневник, в котором подробно описать де­ятельность учащихся на протяжении выполнения классного проекта.
С целью организации успешной работы над клас­сным проектом в процессе его выполнения необхо­димо регулярно проводить занятия по теме «Цветоч­но-декоративное оформление участка» на уроках при­родоведения, биологии и технологии (раздел «Сель­скохозяйственный труд»). На них школьники знако­мятся с элементами декоративного оформления, с различными труппами цветочных культур, их назва­ниями, классификацией, с требованиями по выращи­ванию различных цветочных культур, с технологией сбора семян.
Шестой этап: формулирование выводов и составление плана на следующий учебный год.
В завершение работы школьники должны самостоя­тельно сформулировать выводы о проделанной ра­боте и предложить план дальнейшего благоустрой­ства школьной территории.
Созданные руками детей «объекты зеленого строи­тельства»: клумбы, бордюры, дорожки, цветочные партеры, миксбордеры и др. должны приносить эсте­тическое наслаждение, радость всем участникам об­щешкольного проекта. Одновременно «объекты зе­леного строительства» требуют постоянного внима­ния к себе со стороны учащихся, что, в свою очередь, является одной из форм воспитания чувств ответ­ственности, любви к природе, родной школе и своей стране.
Для учащихся, желающих более подробно познако­миться с основами ландшафтного дизайна, целесо­образно организовать предпрофильное обучение «Зеленое строительство».



Примерная программа предпрофильного обучения
«Зеленое строительство»
Цель: познакомить учащихся с основными понятия­ми цветоводства и цветочно-декоративного оформ­ления («зеленое строительство»); с организацией крупного цветочного хозяйства и специальностями цветовода и озеленителя.
Тематический план
Название темы
Название разделов темы
Количество
 часов
Цветочно-декоративное оформ­ление
Характеристика цветочно-декоративного оформления
4
Элементы декоративного оформления, технологии, используемые для их создания
4
Цветоводство
Цветочные культуры, их характеристика
4
Требования цветочных культур: свет, питание, вода, температура выращивания
4
Размножение цветочных культур, технологии ухода
4
Итого

20

Содержание разделов программы
1. Характеристика цветочно-декоративного оформления
Понятие «зеленое строительство». Характеристика регулярной и ландшафтной планировки участка. До­рожки, характеристика их покрытия. Газоны, их типы. Элементы парковой архитектуры. Художественная композиция и правила ее создания.
2. Элементы декоративного оформления, техно­логии, используемые для их создания
Элементы регулярного типа планировки: клумбы, ра­батки, бордюры, миксбордеры. Ассортимент цветоч­ных культур для составления художественных компо­зиций регулярного типа. Элементы ландшафтного
типа оформления: альпийская горка, водоем, верти­кальное озеленение. Ассортимент цветочных культур для ландшафтного типа. Теневой цветник.
3. Цветочные культуры, их характеристика
Однолетники, двулетники, многолетники: характе­ристика, ботанические и биологические особенно­сти. Ассортимент цветочных культур, наиболее ши­роко используемых в цветоводстве данной местно­сти.
4. Требования цветочных культур: свет, питание, вода, температура выращивания
Почва. Механический состав почвы. Понятия «тяжелые» и «легкие», «холодные» и «теплые» почвы. Состав по­чвы и ее плодородие, понятия «гумус», живая фаза по­чвы. Почвосмеси, используемые в цветоводстве, их ком­поненты. Технология приготовления почвосмеси. Глав ные элементы питания растений: азот, фосфор, калий. Почвенный раствор. Понятие «кислотность почвы». Органические и минеральные удобрения, их преиму­щества и недостатки. Комплексные удобрения, их со­став и коммерческие названия. Бактериальные препа­раты, технология их использования.
5. Размножение цветочных культур, технологии ухода
Семенное размножение, его характеристика. Техноло­гии допосевной обработки семян цветочных культур. Выращивание цветочных культур из рассады. Оптималь­ные параметры выращивания рассады: температура, вода, элементы питания, освещенность. Технология пи­кировки сеянцев. Цветочно-производственное хозяй­ство: оранжереи, теплицы. Внутреннее оборудование: стеллажные и грунтовые оранжереи. Выращивание цве­точных культур путем посева семян в открытый грунт. Характеристика вегетативного размножения цветочных культур: корневищами (деление куста), луковицами и клубнелуковицами, черенками, отводками, усами.
Уход за цветочными культурами. Полив и опрыскива­ние, прореживание, рыхление почвы, обрезка, пасын­кование, прищипка, подвязка, пересадка, мульчиро­вание, окучивание. Допосевное внесение удобрений. Подкормки: сухая, жидкая, внекорневая.
Список литературы
1.  Киселев Г.Е. Цветоводство. — М.: Колос, 1964.
2.  Пичугина Г.В., Сорокина Н.В., Ермоленко М.Н. и др. Основы ведения крестьянского хозяйства. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2001.
3.  Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного уча­стка // Школьные технологии. — 1998. — № 3.
4. Родина В.А. Цветоводство в школе (пособие для учителей). — М.: Просвещение, 1974.
5.  Теодоронский В.С., Белый А.И. Садово-парковое строительство (учебное пособие для техникумов). — М.: Агропромиздат, 1989.
6.  Фирсова Г.В., Кувшинов Н.В. Справочник озеле­нителя. — М., 1995.

Комментариев нет: