Областным детским эколого-биологическим центром (г. Оренбург) ежегодно проводится конкурс "Лучший школьный двор". В июле 2011 года были подведены итоги районного этапа конкурса. Лучшие работы ОУ были направлены на областной конкурс. Победителями стали Чернореченская и Чебеньковская школы. Интересные конкурсные материалы подготовила Чкаловская школа. С сожалением приходится отмечать низкую активность ОУ. Управление образования Оренбургского района настоятельно рекомендует всем ОУ принять участие в конкурсе "Лучший школьный двор-2012".
Основными критериями оценки являются функциональность пришкольной территории (её соответствие задачам учебно-воспитательного процесса: спортивная зона, учебно-опытный участок, зона отдыха и т.д. в зависимости от особенностей школы) и эстетика её оформления.
Содержание и форма подачи конкурсного материала не регламентируются жёстко. Однако, одним из условий является наличие проекта по развитию пришкольной территории. В качестве примера такого проекта предлагаю Проект «Школьный дворик».
(вариант реализации предпрофильного обучения)
Организация проекта
Необходимость благоустройства пришкольного участка, особенно в условиях села, является бесспорной. С этой целью педагогическому, ученическому коллективам имеет смысл взяться за реализацию проекта «Школьный дворик». В течение одного учебного года в результате активной целенаправленной деятельности администрации школы, педагогов, учащихся и их родителей вполне возможно изменить участок земли, прилегающий к школе.
Организатором проекта может стать инициативный штаб, в состав которого входят инициаторы — педагоги и учащиеся, а также наиболее инициативные родители. В состав членов штаба должны войти представитель администрации школы, представители от учителей начальной школы, учителя биологии, географии, математики, технологии, учащиеся от каждой возрастной группы (5-11-е классы). Работа штаба должна регулярно освещаться в стенной печати, поэтому в его состав следует включить членов школьной редколлегии (редактора школьного радиоузла или школьного телевидения). Штаб выбирает стратегическую линию благоустройства школьного участка. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:
· Каковы основные функции школьного участка: эстетические, обучающие, оздоровительные?
· Как эти функции реализуются сейчас и как мы хотели бы, чтобы они реализовывались?
· Каким должен стать школьный участок? Какие изменения необходимо произвести на школьном участке?
· На какие средства может рассчитывать школа?
· Кто может помочь школе в реализации проекта
«Школьный дворик»?
«Школьный дворик»?
Члены штаба на основании выработанных решений предлагают условия конкурса на проект лучшей планировки школьного участка для основной и старшей школы с учетом возрастных возможностей учащихся. Основная часть работы над проектами выполняется учащимися непосредственно на уровне класса. По желанию учащиеся могут работать индивидуально или группами по 2-4 человека.
В список требований, которым должен отвечать проект, могут входить следующие позиции:
· Школьный участок в проекте озеленения должен иметь единую композицию.
· Все деревья и кустарники, растущие на школьном участке, должны быть сохранены и включены в общий план проекта.
· Желательно использовать различные виды художественного оформления: садовые скамейки, вазоны, альпийскую горку, водоемы, вертикальное озеленение, живые изгороди для хозяйственной зоны, где обычно располагаются мусорные контейнеры.
· Создание объектов зеленого строительства должно быть посильным для учащихся школы.
Этапы реализации проекта
1 этап: формулирование общей цели проекта.
Цель: декоративное оформление пришкольного участка.
2 этап: определение задач, которые необходимо решить для достижения общей цели.
· Создание инициативного штаба, задача которого координировать всю проектную деятельность.
· Составление плана школьного участка. Эту работу можно выполнять на уроках географии в соответствии с учебной программой в теме «Топографический план местности». Топографическим объектом при
этом может стать школьный участок.
этом может стать школьный участок.
· Разработка технических требований к проекту: составить примерный перечень инструментов, строительных материалов, органических удобрений и других материалов, которые потребуются для создания
«объектов зеленого строительства».
«объектов зеленого строительства».
· Решение вопроса на уровне администрации школы об установлении ограды по периметру школьного участка. Сбор информации об имеющихся подземных коммуникациях на пришкольной территории.
3 этап: Организация и проведение общешкольного конкурса на лучший проект благоустройства школьного участка.
4 этап: Выбор лучшего проекта (проектов). При обсуждении и выборе лучшего из проектов следует обратить внимание на оригинальность, проработанность каждого элемента композиции и на реальность осуществления запланированного.
Класс, разработавший лучший проект благоустройства территории школы, награждается памятным подарком. Материалы проекта, победившего в конкурсе, должны быть представлены в стенной печати (на школьном радио или телевидении). По ходу знакомства всех учащихся с проектом, победившим в конкурсе, его содержание может дорабатываться и детализироваться за счет замечаний и новых предложений, поступающих от учащихся и педагогов школы.
5 этап: Члены штаба проводят анализ сложности всех объектов композиции, которые предстоит создать, и на основе этого распределяют объекты (цветочные композиции, дорожки, объекты живой архитектуры и т.д.) между классами начальной, основной и старшей школы. Каждому классу школы выделяется по одному объекту композиции и определенный
участок территории, на котором школьники будут выполнять свою работу.
участок территории, на котором школьники будут выполнять свою работу.
Одновременно на административном уровне при участии учащихся старших классов готовится перечень материалов и инструментов, необходимых для работы, и производится закупка необходимого оборудования.
6 этап: Подготовка основы для создания композиции. Штаб организует выравнивание школьной территории (при необходимости и возможности сделать это) и обозначает исходные точки проекта на местности.
Ими могут быть углы здания школы, столбы, высокие деревья и другие предметы.
Ими могут быть углы здания школы, столбы, высокие деревья и другие предметы.
Выполнение проекта на уровне класса
Учащиеся каждого класса школы разрабатывают классный проект оформления пришкольного участка (или определенной его части). Каждый классный проект должен иметь свое название и девиз. В качестве примера можно предложить следующие варианты названий.
Для начальной школы
1. «Цветочная рассада — наш подарок школе».
2. «Чудо природы — прорастание семян».
3. «От семечка до цветочка».
4. «Календарь природы».
5. «Оранжевая клумба» (ноготки, настурция).
6. «Мое солнышко» (выращивание подсолнуха).
7. «Белый (розовый, рубиновый) газончик» (белый, розовый, красный клевер).
Для основной школы
1. «Многоцветье весны».
2. «Газон и солитеры».
3. «Живописный пейзаж».
4. «Осенние краски».
5. «Мавританский ковер».
6. «Декоративное оформление хозяйственных объектов» (элементы вертикального озеленения).
7. «Овощные клумбы».
8. «Однолетние орнаменты» (вдоль школьных дорожек).
9. «Цветочное оформление партера» (для параллельных классов).
10. «Полянка».
11. «Аптекарский огород».
12. «Лунный календарь и всхожесть семян цветочных культур».
Для старшей школы
1. «Живая архитектура».
2. «Цветы в контейнерах и вазонах».
3. «Партерная клумба».
4. «Спортивная площадка».
5. «Искусственный водоем».
6. «Русский ситец».
7. «Живая изгородь»,
8. «Школьные дорожки».
9. «Клумба «Школьный календарь».
10. «Альпийская горка».
11. «Скамейка под сиренью».
В начальной школе выполнение проекта следует проводить в форме коллективной работы. В основной и старшей школе учащиеся самостоятельно решают вопрос, в какой форме будет осуществляться классный проект: коллективно, по группам или индивидуально.
Разработанный проект выполняется путем последовательного осуществления перечисленных ниже этапов.
Первый этап: формулирование названия проекта и его цели.
К цели проекта предъявляются определенные требования: она должна быть реальной, целесообразной и иметь эстетическую направленность,
Второй этап: планирование работы в виде формулирования задач, которые следует решить для достижения цели проекта.
- Во время подготовки к конкурсу учащиеся знакомятся с основами цветочно-декоративного оформления территории: с классической регулярной и ландшафтной формами планировки, с элементами садово-паркового дизайна. Педагоги по биологии и технологии должны проконсультировать учащихся по вопросу сбора информации по теме конкурса, использованию справочных и периодических изданий, ТВ передач, рекламных буклетов, освещающих вопросы благоустройства земельных участков.
- Организация обучения учащихся основной школы по теме «Элементы садово-паркового искусства» в рамках образовательной области «Технология».
- Подготовка эскиза цветочной композиции и пояснительной записки к нему, красочное оформление эскиза на бумаге в виде схемы. Расчет количества растений, необходимых для создания объекта.
- Проведение подготовительных работ: покупка семян цветочных культур, посадочного материала; заготовка емкостей для выращивания рассады; вы
бор состава почвосмеси и ее приготовление; изучение условий, которые необходимо создать для цветочных культур и рассады, выбранных для композиции.
бор состава почвосмеси и ее приготовление; изучение условий, которые необходимо создать для цветочных культур и рассады, выбранных для композиции.
Третий этап: выращивание качественной цветочной рассады.
- Проведение посева семян.
- Создание оптимальных условий для роста и развития сеянцев.
- Проведение пикировки сеянцев.
- Организация регулярных фенологических наблюдений за ростом и развитием рассады.
- Соблюдение технологии выращивания рассады (полив, поддержание светового и температурного режима, подкормка).
Четвертый этап: регулярное обсуждение результатов выращивания рассады с целью уточнения задач и исправления ошибок.
Пятый этап: создание «объекта зеленого строительства» на школьном участке по разработанному эскизу и уход за ним:
- подготовка почвы для посадки рассады;
- перенесение схемы цветочной композиции, составленной на бумаге, на участок земли, выделенный классу;
- посадка цветочной рассады по схеме композиции;
- регулярное ухаживание за созданным «объектом зеленого строительства»: полив, подкормка, прополка.
- участие школьников в занимательных конкурсах, тематических вечерах, посвященных выращиванию растений.
Во время выполнения классных проектов следует организовать развивающие мероприятия типа конкурса рисунков на тему «Наши цветы» для учащихся начальной школы или занимательных вечеров и конкурсов по темам «Цветоводство», «Садово-парковое искусство», «Ландшафтное земледелие" для учащихся основной и старшей школы. Кроме того, имеет смысл сформировать фотоальбом (в начальной школе — с помощью родителей учащихся) по теме «Цветы вокруг школы», а на основе записей в рабочих тетрадях и дневниках наблюдений создать классный дневник, в котором подробно описать деятельность учащихся на протяжении выполнения классного проекта.
С целью организации успешной работы над классным проектом в процессе его выполнения необходимо регулярно проводить занятия по теме «Цветочно-декоративное оформление участка» на уроках природоведения, биологии и технологии (раздел «Сельскохозяйственный труд»). На них школьники знакомятся с элементами декоративного оформления, с различными труппами цветочных культур, их названиями, классификацией, с требованиями по выращиванию различных цветочных культур, с технологией сбора семян.
Шестой этап: формулирование выводов и составление плана на следующий учебный год.
В завершение работы школьники должны самостоятельно сформулировать выводы о проделанной работе и предложить план дальнейшего благоустройства школьной территории.
Созданные руками детей «объекты зеленого строительства»: клумбы, бордюры, дорожки, цветочные партеры, миксбордеры и др. должны приносить эстетическое наслаждение, радость всем участникам общешкольного проекта. Одновременно «объекты зеленого строительства» требуют постоянного внимания к себе со стороны учащихся, что, в свою очередь, является одной из форм воспитания чувств ответственности, любви к природе, родной школе и своей стране.
Для учащихся, желающих более подробно познакомиться с основами ландшафтного дизайна, целесообразно организовать предпрофильное обучение «Зеленое строительство».
Примерная программа предпрофильного обучения
«Зеленое строительство»
Цель: познакомить учащихся с основными понятиями цветоводства и цветочно-декоративного оформления («зеленое строительство»); с организацией крупного цветочного хозяйства и специальностями цветовода и озеленителя.
Тематический план
Название темы
|
Название разделов темы
|
Количество
часов
|
Цветочно-декоративное оформление
|
Характеристика цветочно-декоративного оформления
|
4
|
Элементы декоративного оформления, технологии, используемые для их создания
|
4
| |
Цветоводство
|
Цветочные культуры, их характеристика
|
4
|
Требования цветочных культур: свет, питание, вода, температура выращивания
|
4
| |
Размножение цветочных культур, технологии ухода
|
4
| |
Итого
|
20
|
Содержание разделов программы
1. Характеристика цветочно-декоративного оформления
Понятие «зеленое строительство». Характеристика регулярной и ландшафтной планировки участка. Дорожки, характеристика их покрытия. Газоны, их типы. Элементы парковой архитектуры. Художественная композиция и правила ее создания.
2. Элементы декоративного оформления, технологии, используемые для их создания
Элементы регулярного типа планировки: клумбы, рабатки, бордюры, миксбордеры. Ассортимент цветочных культур для составления художественных композиций регулярного типа. Элементы ландшафтного
типа оформления: альпийская горка, водоем, вертикальное озеленение. Ассортимент цветочных культур для ландшафтного типа. Теневой цветник.
типа оформления: альпийская горка, водоем, вертикальное озеленение. Ассортимент цветочных культур для ландшафтного типа. Теневой цветник.
3. Цветочные культуры, их характеристика
Однолетники, двулетники, многолетники: характеристика, ботанические и биологические особенности. Ассортимент цветочных культур, наиболее широко используемых в цветоводстве данной местности.
4. Требования цветочных культур: свет, питание, вода, температура выращивания
Почва. Механический состав почвы. Понятия «тяжелые» и «легкие», «холодные» и «теплые» почвы. Состав почвы и ее плодородие, понятия «гумус», живая фаза почвы. Почвосмеси, используемые в цветоводстве, их компоненты. Технология приготовления почвосмеси. Глав ные элементы питания растений: азот, фосфор, калий. Почвенный раствор. Понятие «кислотность почвы». Органические и минеральные удобрения, их преимущества и недостатки. Комплексные удобрения, их состав и коммерческие названия. Бактериальные препараты, технология их использования.
5. Размножение цветочных культур, технологии ухода
Семенное размножение, его характеристика. Технологии допосевной обработки семян цветочных культур. Выращивание цветочных культур из рассады. Оптимальные параметры выращивания рассады: температура, вода, элементы питания, освещенность. Технология пикировки сеянцев. Цветочно-производственное хозяйство: оранжереи, теплицы. Внутреннее оборудование: стеллажные и грунтовые оранжереи. Выращивание цветочных культур путем посева семян в открытый грунт. Характеристика вегетативного размножения цветочных культур: корневищами (деление куста), луковицами и клубнелуковицами, черенками, отводками, усами.
Уход за цветочными культурами. Полив и опрыскивание, прореживание, рыхление почвы, обрезка, пасынкование, прищипка, подвязка, пересадка, мульчирование, окучивание. Допосевное внесение удобрений. Подкормки: сухая, жидкая, внекорневая.
Список литературы
1. Киселев Г.Е. Цветоводство. — М.: Колос, 1964.
2. Пичугина Г.В., Сорокина Н.В., Ермоленко М.Н. и др. Основы ведения крестьянского хозяйства. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2001.
3. Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка // Школьные технологии. — 1998. — № 3.
4. Родина В.А. Цветоводство в школе (пособие для учителей). — М.: Просвещение, 1974.
5. Теодоронский В.С., Белый А.И. Садово-парковое строительство (учебное пособие для техникумов). — М.: Агропромиздат, 1989.
6. Фирсова Г.В., Кувшинов Н.В. Справочник озеленителя. — М., 1995.
Комментариев нет:
Отправить комментарий