Предлагаем ознакомиться с моделью UNESCO, позволяющей определить этапы развития процесса информатизации в ОУ.
Зарождение
|
Внедрение
|
Распространение
|
Трансформация
|
|
Инициаторы
|
Отдельные энтузиасты, которые используют ИКТ для решения частных
задач.
|
Преподаватели информатики и отдельные энтузиасты.
|
Многие учителя-предметники, использующие ИКТ в своих предметных
областях при поддержке администрации.
|
Ведущая роль руководства школы, поддержка педагогического коллектива,
активность сетевого сообщества.
|
Образовательная
концепция
|
Доминирует традиционный дидактический подход.
|
Доминирует традиционный дидактический подход. Информатика изучается
как отдельный предмет.
|
Традиционный дидактический подход перестает доминировать. Возникает
ориентация на нужды учащихся, групповую работу и сотрудничество.
|
Воспитание критически мыслящего гражданина, способного ответственно
принимать решения. Мультимедийная учебная среда, учитывающая учебные стили,
учебное сотрудничество, развивающее обучение (experiential learning).
|
Планирование
|
Отсутствует или носит фрагментарный характер. Расходы на ИКТ не
планируются.
|
Носит ограниченный характер. Им занимаются специалисты по ИКТ.
Решения принимаются централизованно, их цель –
поставка технических и программных средств. Автоматизируется
существующая практика.
|
Ориентировано на использование ИКТ для развития отдельных учебных
предметов. Используется подход «Разрешается». Бюджет всех мероприятий
включает подготовку учителей-предметников.
|
Внедрение ИКТ является составной частью плана развития школы. В
разработку этого плана вовлекаются учителя и школьники. Используется подход
«Включая». Финансирование ИКТ является составной частью бюджета школы.
Повышение квалификации в области ИКТ – составная часть всех программ
повышения квалификации.
|
Оборудование
и
ресурсы
|
Типичное рабочее место: компьютер и принтер. Оснащены отдельные
рабочие места у администраторов и в отдельных классах. Используются игры и
офисные приложения (текстовый процессор, электронные таблицы, презентационная
графика, базы данных).
|
Компьютерные классы (лаборатории) для обучения информатике. Кроме
компьютеров и принтеров, имеется и другая периферия. Ограниченный доступ в
Интернет. Используются офисные приложения и программные средства для обучения
ИКТ.
|
Компьютерные лаборатории и/или компьютеры в классах. Объединение
компьютеров в сеть (Интранет). Использование Интернет. Насыщенные ресурсами
учебные центры. Развитая периферия, которая включает цифровые камеры,
сканеры, видео- и аудиомагнитофоны, портативные компьютеры, датчики для
компьютерных лабораторий. Средства для видеоконференций. Офисные и
предметно-ориентированные программные средства. Цифровые учебные материалы по отдельным
предметам. Авторские средства для создания видео-, аудио- и
мультимедиаматериалов.
|
Школа как целое обеспечивает учение с использованием ИКТ, включая
доступ к технологическим ресурсам и цифровым учебным материалам. Акцент на
построении вариативных учебных сред. Широкий набор устройств для эффективной
работы школьников с различными учебными стилями. Проведение «мозговых
штурмов», групповая работа, конференции, учебное сотрудничество.
Дистанционное обучение. Учебные материалы на WEB. Программное обеспечение для поддержки
самостоятельной работы школьников.
|
Место
в учебном плане
|
Овладение ИКТ-грамотностью и знакомство с программным обеспечением
зависит от желания учителей.
|
ИКТ применяются в отдельных учебных предметах. Используются
изолированные ЦОР, надуманные (возможные лишь в учебной ситуации) задания.
|
Освоение ИКТ связано с изучением различных учебных предметов. Для
поддержки учебной работы используются виртуальные учебные среды (VLE), материалы из реальной жизни (практическое
обучение), учебные образовательные проекты, связанные с решением конкретных
проблем. Вся учебная работа происходит в ИКТ-насыщенной учебной среде
|
Работа с различными средами, включая виртуальные, непосредственно
разворачивающиеся в реальном времени и микромиры. ИКТ является признанным
педагогически средством. Учебный процесс развертывается параллельно в учебных
классах и в Интернет (WEB).
|
ИКТ-подготовка
работников
школы
|
Подготовка на основе личной заинтересованности.
|
Разовые мероприятия по обучению работников школы компьютерной
грамотности.
|
Формирование профессиональных навыков с ориентацией на учебные
дисциплины и их интеграцию на основе использования ИКТ.
|
ИКТ-подготовка по индивидуальным планам, которые составлены с учетом
интересов педагогов; в ходе новаторской и творческой работы; в рамках учебных
сообществ педагогов и школьников; с использованием самоконтроля.
|
Связь
с общественностью
|
Случайная, по мере возникновения проблем. Поставка средств ИКТ
(отдельные пожертвования).
|
Поиск грантов и подарков на развитие ИКТ в школе. Вовлечение в эту
работу родителей.
|
Эпизодическую взаимопомощь (по запросу) оказывают предметно
ориентированные учебные сообщества. Общение с помощью Интранет и Интернет.
|
Широкое образовательное сообщество (глобальное и местное, реальное и
виртуальное) включает родителей, членов семей, предпринимателей,
производственные предприятия, религиозные организации, университеты, профессиональные
учебные заведения, общественные организации. Школа превращается в
образовательный центр, который доступен физически и виртуально.
|
Оценка
|
Акцент на наличие оборудования и на исполнении бюджета.
Контролирующая оценка знаний, умений и навыков школьников проводится
в рамках отдельных предметов учителями-предметниками. При оценке используются
карандаш и бумага.
|
Контролирующая оценка знаний, умений и навыков школьников проводится
в рамках отдельных предметов учителями-предметниками.
При оценке используются, в том числе, средства автоматизированного
контроля.
|
Интегрированная оценка достижений школьников носит формирующий
характер (содержит рекомендации для дальнейшей работы) и включает результаты
обучения и воспитания. При оценке, наряду с другими средствами, используются
средства мультимедиа для демонстрации достижений и портфолио. Процесс оценки
основан на ответственности учащихся.
|
Непрерывная интегрированная оценка учебной работы школьников в рамках
VLE рассматривает
развитие учащегося как становящейся личности. При оценке используются, в том
числе, результаты текущей практической работы (проекты) и подготавливаются
рекомендации для дальнейшей работы учащихся над собой. В процесс оценки
вовлекается сообщество учащихся.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий