В настоящее время
воспитатели детского сада и детские специалисты часто сталкиваются с термином
гиперактивности, о котором уже много написано и разработано программ. Однако
помимо такого распространенного синдрома у детей встречается более редкий синдром
гипоактивности, также требующий заботы и внимания со стороны
родителей, врачей, педагогов и психологов.
Гипоактивный ребенок в
своем поведении является противоположностью гиперактивному. Такие дети
производят впечатление спокойных, медлительных и даже вялых. Поначалу родители
не замечают ничего особенного в поведении ребенка. Наоборот, они радуются тому,
что он не доставляет много хлопот, по сравнению с другими детьми.
Такие дети редко плачут
и просятся на руки, любят много спать. Они не требовательные в еде, хорошо
кушают и быстро набирают в весе.
Родители начинают
по-настоящему волноваться, когда их ребенок поступает в детский сад или школу.
Они начинают замечать, что он неуклюж, пассивен, малообщителен, молчалив и
медлителен. У него может быть снижена мотивация к познанию окружающего мира, и
интересы могут быть поверхностными.
Такие дети с
осторожностью относятся ко всему новому. Они могут долго привыкать к новым
людям, новым блюдам, вещам и играм.
Детям с гиподинамическим
синдромом зачастую ставят диагноз «задержка развития речи» (как правило, к двум
годам ребенок осваивает лишь отдельные слова, а к трем - изъясняется самыми простыми
фразами).
Однако, нужно быть внимательными и точно разобраться в особенностях поведения ребёнка, обратившись за помощью к психологам. Потому что на самом деле гипоактивность может оказаться особенностью характера. К тому же эта особенность может наблюдаться у родственников или одного из родителей, что говорит о наследственном факторе, который отразился на темпераменте ребенка. Пройдя небольшие тесты, специалисты смогут правильно определить причину сниженной активности ребенка.
Однако, нужно быть внимательными и точно разобраться в особенностях поведения ребёнка, обратившись за помощью к психологам. Потому что на самом деле гипоактивность может оказаться особенностью характера. К тому же эта особенность может наблюдаться у родственников или одного из родителей, что говорит о наследственном факторе, который отразился на темпераменте ребенка. Пройдя небольшие тесты, специалисты смогут правильно определить причину сниженной активности ребенка.
Чаще всего причинами
возникновения синдрома гипоактивности являются токсикозы, заболевания и стрессы
организма мамы на каком-то этапе беременности, а также родовая травма. Все это
воздействует на очень чувствительную и ранимую нервную систему малыша. Он
рождается на свет с заниженной активностью подкорковых структур мозга. Причиной детской
гипоактивности нередко становится минимальная мозговая дисфункция - как
правило, это результат родовой травмы. Из-за повреждения подкорковых структур
мозга активность этих структур ниже нормы: мозг ребенка как будто бы находится
в полусне.
На самом деле серьезной опасности такой диагноз не представляет. Многие такие расстройства проходят по мере взросления ребенка. И к его совершеннолетию совсем затухают. Но прежде чем ребенок достигнет совершеннолетия, он может доставить много хлопот родителям и учителям. К тому же гипоактивность может оказать влияние на формирование характера ребенка, его привычек, стратегии взаимодействия с миром и на другие адаптивные механизмы личности.
На самом деле серьезной опасности такой диагноз не представляет. Многие такие расстройства проходят по мере взросления ребенка. И к его совершеннолетию совсем затухают. Но прежде чем ребенок достигнет совершеннолетия, он может доставить много хлопот родителям и учителям. К тому же гипоактивность может оказать влияние на формирование характера ребенка, его привычек, стратегии взаимодействия с миром и на другие адаптивные механизмы личности.
Ребенок с
гипоактивностью часто сталкивается с проблемой прозвищ и его неприятия в
социальной среде. Его часто называют «копушей», «соней», «сонной мухой». На
него жалуются воспитатели, что он задерживает других детей. И, конечно, ребенок
глубоко переживает эту свою особенность.
Со стороны кажется, что
у этих детей низкий уровень интеллектуального развития. Но это далеко не так.
Интеллектуальное развитие детей с синдромом гипоактивности происходит на уровне
нормы. Просто им требуется больше времени на привыкание к новой обстановке, на
налаживание контакта со сверстниками, на выполнение заданий и вовлечение в
воспитательный процесс. Дети с гиподинамическим синдромом, как правило, далеко
не глупы. Многие учебные проблемы связаны непосредственно с их психологическими
особенностями.
Ему необходимо давать разминочное задание,
чтобы с помощью него он активизировал мыслительные процессы, а уже потом
приступал к непосредственной образовательной деятельности. И такой подход
желательно применять во всех сферах его жизни.
Как же правильно вести
себя с ребенком, у которого есть гиподинамический синдром?
Первым делом,
воспитатели должны набраться терпения, с пониманием и любовью подходить к
временным трудностям воспитания. Для начала нужно выработать универсальные
приемы безопасного и эффективного общения с ребенком.
Гипоактивного ребенка
все время приходится подгонять, «раскачивать», подталкивать к какому-либо
действию. Бесконечные фразы взрослых: «Давай быстрей!», «Ты что, спишь на
ходу?!» и т.д. приводят к тому, что ребенок чувствует себя неполноценным, он ощущает
себя обузой и понимает, что приносит им
неудобство и разочарование. Его самооценка падает, он замыкается в себе и у
него пропадает всякое желание к чему-либо стремиться, а значит, его активность
может упасть еще ниже. Его переживания перегружают нервную систему, которая и
без того работает на полную силу. Это может приводить к появлению тревожности,
потере безопасности и комфорта, и мешать гармонично развиваться в этом мире.
У таких детей есть своя скорость жизни. Ее
нельзя увеличивать резко, чтобы не ранить ребенка. Воспитателям нужно позволять ему действовать в его естественном
режиме.
Ребенку нужно давать
время чтобы «собраться с мыслями». Поэтому заранее предупреждайте его о том, что
вы намерены сделать.
Что касается
непосредственно образовательной деятельности, то к новым видам деятельности с ребенком лучше
готовиться заранее, например, познакомить с элементарными аспектами и
оформить тему в игровом стиле с красочными материалами. Такими действиями
у ребенка можно пробудить интерес к знаниям и творчеству, который повысит общую
активность организма.
Часто
такие дети имеют лишний вес и не любят уроки физкультуры, потому что им не
интересен спорт. Но можно предложить
ребенку играть в активные игры в холодное время года, а весной и летом организовывать активный отдых. В повседневной
деятельности старайтесь вовлекать ребенка в какое-то совместное действие:
дежурство по группе, помощь воспитателю и многое другое. Самое главное внести в
этот процесс элементы игры, сюрприза, волшебства и доброты, а также нужности и
важности этого занятия. Можно сообщить ребенку, что без его помощи вам никак не
обойтись.
Обязательно
ободряйте его, отмечайте его достижения. Помогите ребенку развить ловкость,
стать более активным: играйте с ним в подвижные игры, давайте несложные поручения и возможно, ребенок незаметно для самого себя
втянется в увлекательный процесс.
Иногда с гипоактивными
детьми бывает трудно общаться, так как они немногословны. Но это не говорит о
том, что они вас не слышат. На самом деле такие дети все понимают и умеют
слушать. И за внешней маской пассивности и безразличия может скрываться богатый
внутренний мир.
В процессе вашего
общения с ребенком главное стремиться поддерживать и хвалить его за любые
достижения, а в случае неудачи верить в него и настраивать на позитивное
разрешение ситуации. В результате такой поддержки и понимания, самооценка
ребенка будет расти, вместе с ней будет расти уверенность в себе, смелость,
желание развиваться и взаимодействовать с окружающим миром. А это залог
успешной, полноценной и счастливой личности!
Желательно обратиться за помощью к детским
специалистам: психологам, педагогам,
работающих в различных развивающих центрах и школах. Логопедические
проблемы, характерные для таких детей, необходимо решить как можно раньше:
хорошо бы найти опытного логопеда еще до того, как ребенок пойдет в первый
класс.
Но самое главное - заинтересовать и увлечь гиподинамичного ребенка. Комплексный подход позволит ускорить процесс развития гипоактивного ребенка.
Но самое главное - заинтересовать и увлечь гиподинамичного ребенка. Комплексный подход позволит ускорить процесс развития гипоактивного ребенка.
Сначала должны быть любовь и понимание, а
потом – наука. Но только
доброжелательное отношение к детям сделает их счастливыми и заложит в них
фундамент, на котором сформируется здоровая и сильная личность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий