22 апреля 2012 г.

Гипоактивный ребёнок.


В настоящее время воспитатели детского сада и детские специалисты часто сталкиваются с термином гиперактивности, о котором уже много написано и разработано программ. Однако помимо такого распространенного синдрома у детей встречается более редкий синдром гипоактивности, также требующий заботы и внимания со стороны родителей, врачей, педагогов и психологов.
Гипоактивный ребенок в своем поведении является противоположностью гиперактивному.  Такие дети производят впечатление спокойных, медлительных и даже вялых. Поначалу родители не замечают ничего особенного в поведении ребенка. Наоборот, они радуются тому, что он не доставляет много хлопот, по сравнению с другими детьми.
Такие дети редко плачут и просятся на руки, любят много спать. Они не требовательные в еде, хорошо кушают и быстро набирают в весе.
Родители начинают по-настоящему волноваться, когда их ребенок поступает в детский сад или школу. Они начинают замечать, что он неуклюж, пассивен, малообщителен, молчалив и медлителен. У него может быть снижена мотивация к познанию окружающего мира, и интересы могут быть поверхностными.  
Такие дети с осторожностью относятся ко всему новому. Они могут долго привыкать к новым людям, новым блюдам, вещам и играм.
Детям с гиподинамическим синдромом зачастую ставят диагноз «задержка развития речи» (как правило, к двум годам ребенок осваивает лишь отдельные слова, а к трем - изъясняется самыми простыми фразами).
           Однако,  нужно быть внимательными и точно разобраться в особенностях поведения ребёнка, обратившись за помощью к психологам. Потому что на самом деле гипоактивность может оказаться особенностью характера. К тому же эта особенность может наблюдаться у родственников или одного из родителей, что говорит о наследственном факторе, который отразился на темпераменте ребенка. Пройдя небольшие тесты, специалисты смогут правильно определить причину сниженной активности ребенка.
Чаще всего причинами возникновения синдрома гипоактивности являются токсикозы, заболевания и стрессы организма мамы на каком-то этапе беременности, а также родовая травма. Все это воздействует на очень чувствительную и ранимую нервную систему малыша. Он рождается на свет с заниженной активностью подкорковых структур мозга. Причиной детской гипоактивности нередко становится минимальная мозговая дисфункция - как правило, это результат родовой травмы. Из-за повреждения подкорковых структур мозга активность этих структур ниже нормы: мозг ребенка как будто бы находится в полусне.
 На самом деле серьезной опасности такой диагноз не представляет. Многие такие расстройства проходят по мере взросления ребенка. И к его совершеннолетию совсем затухают. Но прежде чем ребенок достигнет совершеннолетия, он может доставить много хлопот родителям и учителям. К тому же гипоактивность может оказать влияние на формирование характера ребенка, его привычек, стратегии взаимодействия с миром и на другие адаптивные механизмы личности.
Ребенок с гипоактивностью часто сталкивается с проблемой прозвищ и его неприятия в социальной среде. Его часто называют «копушей», «соней», «сонной мухой». На него жалуются воспитатели, что он задерживает других детей. И, конечно, ребенок глубоко переживает эту свою особенность.
Со стороны кажется, что у этих детей низкий уровень интеллектуального развития. Но это далеко не так. Интеллектуальное развитие детей с синдромом гипоактивности происходит на уровне нормы. Просто им требуется больше времени на привыкание к новой обстановке, на налаживание контакта со сверстниками, на выполнение заданий и вовлечение в воспитательный процесс. Дети с гиподинамическим синдромом, как правило, далеко не глупы. Многие учебные проблемы связаны непосредственно с их психологическими особенностями.  Ему необходимо давать разминочное задание, чтобы с помощью него он активизировал мыслительные процессы, а уже потом приступал к непосредственной образовательной деятельности.  И такой подход желательно применять во всех сферах его жизни.
Как же правильно вести себя с ребенком, у которого есть гиподинамический синдром?
Первым делом, воспитатели должны набраться терпения, с пониманием и любовью подходить к временным трудностям воспитания. Для начала нужно выработать универсальные приемы безопасного и эффективного общения с ребенком.
Гипоактивного ребенка все время приходится подгонять, «раскачивать», подталкивать к какому-либо действию. Бесконечные фразы взрослых: «Давай быстрей!», «Ты что, спишь на ходу?!» и т.д. приводят к тому, что ребенок чувствует себя неполноценным, он ощущает себя обузой  и понимает, что приносит им неудобство и разочарование. Его самооценка падает, он замыкается в себе и у него пропадает всякое желание к чему-либо стремиться, а значит, его активность может упасть еще ниже. Его переживания перегружают нервную систему, которая и без того работает на полную силу. Это может приводить к появлению тревожности, потере безопасности и комфорта, и мешать гармонично развиваться в этом мире.
У таких детей есть своя скорость жизни. Ее нельзя увеличивать резко, чтобы не ранить ребенка. Воспитателям нужно  позволять ему действовать в его естественном режиме.
Ребенку нужно давать время чтобы «собраться с мыслями». Поэтому заранее предупреждайте его о том, что вы намерены сделать.
Что касается непосредственно образовательной деятельности, то к  новым видам деятельности с ребенком лучше готовиться заранее, например,  познакомить с элементарными аспектами и оформить тему в игровом стиле с красочными материалами.  Такими действиями у ребенка можно пробудить интерес к знаниям и творчеству, который повысит общую активность организма.
Часто такие дети имеют лишний вес и не любят уроки физкультуры, потому что им не интересен спорт. Но  можно предложить ребенку играть в активные игры в холодное время года, а весной и летом  организовывать активный отдых. В повседневной деятельности старайтесь вовлекать ребенка в какое-то совместное действие: дежурство по группе, помощь воспитателю и многое другое. Самое главное внести в этот процесс элементы игры, сюрприза, волшебства и доброты, а также нужности и важности этого занятия. Можно сообщить ребенку, что без его помощи вам никак не обойтись.
Обязательно ободряйте его, отмечайте его достижения. Помогите ребенку развить ловкость, стать более активным: играйте с ним в подвижные игры,  давайте несложные поручения и  возможно, ребенок незаметно для самого себя втянется в увлекательный процесс.
Иногда с гипоактивными детьми бывает трудно общаться, так как они немногословны. Но это не говорит о том, что они вас не слышат. На самом деле такие дети все понимают и умеют слушать. И за внешней маской пассивности и безразличия может скрываться богатый внутренний мир.
В процессе вашего общения с ребенком главное стремиться поддерживать и хвалить его за любые достижения, а в случае неудачи верить в него и настраивать на позитивное разрешение ситуации. В результате такой поддержки и понимания, самооценка ребенка будет расти, вместе с ней будет расти уверенность в себе, смелость, желание развиваться и взаимодействовать с окружающим миром. А это залог успешной, полноценной и счастливой личности!
Желательно обратиться за помощью к детским специалистам:  психологам, педагогам, работающих в различных развивающих центрах и школах. Логопедические проблемы, характерные для таких детей, необходимо решить как можно раньше: хорошо бы найти опытного логопеда еще до того, как ребенок пойдет в первый класс.
Но самое главное - заинтересовать и увлечь гиподинамичного ребенка.
 Комплексный подход позволит ускорить процесс развития гипоактивного ребенка.
 Сначала должны быть любовь и понимание, а потом – наука.  Но только доброжелательное отношение к детям сделает их счастливыми и заложит в них фундамент, на котором сформируется здоровая и сильная личность.

Комментариев нет: